Ручная вышивка

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Кировская средняя общеобразовательная школа»

Шалаева
Анжелика
Юрьевна

Подписано цифровой
подписью: Шалаева
Анжелика Юрьевна
Дата: 2021.02.16
21:16:19 +05'00'

Дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Ручная вышивка»
Возраст обучающихся: 10-16 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Панькова Светлана Геннадьевна,
педагог дополнительного образования

с. Кировское, 2020

1

Пояснительная записка.
В Федеральном государственном образовательном стандарте общего
образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего
образования, является гуманистическая направленность образования. Она
обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие
личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен,
происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной
проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию
разносторонне развитой личности, отличающейся неповторимостью,
оригинальностью.
Образовательная программа «Ручная вышивка» является составной
частью художественно-эстетического образования обучающихся. Вышивание
наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию
художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения.
На основе эстетических знаний и художественного опыта у обучающихся
складывается отношение к собственной художественной деятельности.
Программа «Ручная вышивка» относится к программам общекультурного
(развивающего) уровня, так как она направлена на удовлетворение
познавательного интереса обучающихся, расширение их информированности
по данному виду искусства, обогащение их навыками общения и приобретение
умений совместной деятельности в освоении программы
Цель и задачи программы
Целью данной программы является духовное и эстетическое развитие
личности ребёнка на основе его приобщения к удивительному миру
декоративно-прикладного искусства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
Обучающие:
Познакомить детей с историей развития в России данного вида
творчества.
Обучить детей основным технологическим приёмам ручной вышивки.
Обучить строить композиционный рисунок, создавать эскиз будущей
работы, работать с цветом.
Научить детей создавать оригинальные декоративные композиции в
технике ручной вышивки.
Воспитательные:
Воспитать у детей способность к восприятию эстетических ценностей.
2

Воспитывать в детях чувство красоты.
Воспитывать умение работать в разновозрастном коллективе.
Побуждать у обучающихся интерес к культурной деятельности своей
страны и других стран.
Развивающие:
Способствовать развитию у детей мелкой моторики пальцев рук
Развивать в детях такие качества, как трудолюбие, целеустремленность и
аккуратность.
Активизировать в детях творческое мышление, воображение,
способствовать развитию эстетического вкуса
Актуальность программы – заключается в соответствии с
региональными
социально-экономическими
и
социокультурными
потребностями детей.
Отличительными
особенностями
настоящей
образовательной
программы являются следующие:
Настоящая программа рассчитана на обучение детей начальной школы и
подросткового возраста, и адаптирована с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей школьников. В процессе обучения возможно
проведение корректировки уровня сложности заданий и внесение изменений в
программу, исходя из опыта деятельности детей и уровня усвоения ими
учебного материала, композиций, в которых используются изделия,
выполненные в данной технике.
Возрастной диапазон, от младшего школьного до подросткового
возраста, что определенным образом влияет на организацию учебновоспитательного процесса. Специфика целей образования, контингента
обучающихся и условий реализации содержания программы позволяет
осуществлять воспитательно-образовательный процесс в режиме работы с
разновозрастными группами детей. Организация занятий в таких группах,
прежде всего, предполагает учет индивидуальных и возрастных особенностей
обучающихся.
Младший школьный возраст - время закрепления мотива достижения
успехов в качестве устойчивого личностного свойства человека. Параллельно с
мотивацией достижения успехов и под ее влиянием в младшем школьном
возрасте совершенствуются два других личностных качества ребенка:
трудолюбие и самостоятельность. Два основных вида деятельности, в которых
развиваются эти качества: учение и труд.
При организации обучения детей в этом возрасте наибольший эффект
достигается при использовании репродуктивных методов работы: наглядных,
3

словесных, практических, особенно в момент формирования базы
элементарных политехнических навыков работы с материалами и
инструментами. Успешность деятельности ребенка, его желание в дальнейшей
работе зависит от его умения выполнять те или иные операции.
Структура содержания программы
Программа включает следующие разделы:
История вышивки
Материаловедение
Основы композиции
Техника выполнения ручной вышивки
Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения
которых у детей формируется творческая и познавательная активность.
Значительное место в содержании программы занимают вопросы композиции,
цветоведения.
Программа способствует:
-развитию разносторонней личности ребенка, воспитанию воли и
характера;
-помощи обучающемуся в его самоопределении, самовоспитании и
самоутверждению в жизни;
-освоению современного вида декоративно-прикладного искусства
«Ручная вышивка»;
-обучению практическим навыкам техники вышивания.
-созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе
взаимопонимания коллективной работы;
-знакомству с историей вышивки.
Программа строится на основе знаний возрастных, психолого–
педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста
и подросткового возраста.
В основу программы положены следующие принципы:
непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения
полноты и цельности образования;
связи с жизнью;
развитие индивидуальности каждого ребёнка;
единство и целостность субъект-субъектных отношений;
системная организация управления учебно-воспитательным процессом
(систематичность, контролируемость, последовательность, доступность,
наглядность, построения программного материала «от простого к сложному»).

4

Особенности возрастной группы детей, которым адресована
программа
Программа рассчитана на детей в возрасте 10-16 лет.
Состав группы является постоянным. Набор детей в группу - свободный,
так как система тем и заданий, разработанных в программе, даёт возможность
зачислять всех желающих без предварительного отбора и экзамена.
Количество детей в группах – от 10 до 15 человек. Группы могут
формироваться из детей одного возрастного диапазона, либо являются
разновозрастными.
Работа в разновозрастной группе имеет свои сложности, однако данная
программа позволяет легко корректировать задания по ходу занятия в
зависимости от возраста ребенка и его возможностей.
Однако есть у неё и преимущества. Обучающиеся 9 лет, обучаясь рядом
со старшими детьми, могут непосредственно увидеть перспективу своей
работы, это придает им уверенность в положительном результате. К тому же
они могут обратиться в случае необходимости за помощью к более опытным
обучающимся. Старшие, в свою очередь, могут проявить свои педагогические
способности и закреплять свои знания, объясняя материал младшим. Это имеет
большое воспитательное значение, так как обучающиеся приобретают навыки
толерантного взаимодействия.
Форма и режим проведения занятий
Форма проведения занятий – очная, групповая. Занятия вышиванием
требуют от обучающихся большой концентрации внимания, терпения,
зрительной нагрузки, а от педагога – постоянного наблюдения за детьми и
практической помощи каждому.
Режим занятий – 1 раз в неделю по 1 часу (40 мин) – 35 часов в год.
Структура занятий выстроена с учетом здоровьесберегающих технологий.
Занятия проводятся при постоянной смене деятельности.
Программа предназначена для освоения учебного материала в течение
года с детьми разных возрастных групп: 10 - 16 лет. В зависимости от желания
и способности ребенка он может быть зачислен в группу независимо от
возрастных рамок, но не раньше 10 лет.
Основной формой работы являются учебные занятия.
На занятиях
предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
-индивидуальная,
- фронтальная,
-коллективное творчество.

5

Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую
деятельность обучающихся.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром
иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий).
Изложение учебного материала имеет эмоционально – логическую
последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке
удивления и переживания.
Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения
работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике
безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят
деятельность и повышают интерес детей
Описание ценностных ориентиров содержания курса.
Личностные ценности.
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования
живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для
подлинного экологического сознания.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение
жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой
способности - любви.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни,
на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой
природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней
как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства
красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры
человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность красоты, гармонии лежит в основе эстетического воспитания
через приобщение человека к разным видам искусства. Это ценность
совершенства, гармонизации, приведения в соответствие с идеалом, стремление
к нему – «красота спасёт мир».
Общественные ценности.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и
самосовершенствованью, важность и необходимость соблюдения здорового
образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и
социально-нравственном здоровье.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка
социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность

6

культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым
жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой
жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и
поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами,
законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является
человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод
человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести,
достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена
общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека,
выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном
желании служить Отечеству.
Ценность человечества как части мирового сообщества, для
существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов
и уважение к многообразию их культур.

7

Учебный (тематический) план
Количество часов
Теория
Практика

№ п/п

Название раздела, темы

1.
1.1.
1.2.

Введение
Вводное занятие
1
Материалы и инструменты
2
для вышивки
История вышивки
1
Техника выполнения различных ручных швов
Шов «вперёд иголку»
2
Шов «назад иголку»
2
Стебельчатый шов
1
Вышивка монограммы
4
Тамбурный шов
1
Французский
узелок
и
1
«рококо»
Вышивка панно «Букет»
3
Мережка
3
Счётные швы. Простой крест
2
Счётные швы. Болгарский
2
крест
Вышивка панно в технике
9
«Простой крест»
Итоговое занятие
Выставка работ
1
35

1.3
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
2.9
2.10
2.11
3
3.1
Итого

Всего

1
1

0
1

1

0

1
1
1
0
1
1

1
1
0
4
0
0

0
1
1
1

3
2
1
1

1

8

1
13

0
22

8

Содержание программы
1 раздел. Введение.
Вводное занятие.
Теория 1 час. Вводная диагностика. Знакомство с изделиями,
выполненными старшими воспитанницами и учителем.
Материалы и инструменты для вышивки.
Теория – 1 час. Организация рабочего места. Оборудование кабинета.
Необходимые инструменты и принадлежности для работы. Техника
безопасности при работе с ручными инструментами и приспособлениями.
Нити основы и утка. Перевод рисунка на ткань с помощью копировальной
бумаги.
Практика – 1 час. Практическое занятие по переводу рисунка на ткань.
Заправка изделия в пяльцы, увеличение и уменьшение рисунка.
История вышивки
Теория - 1 час. История возникновения и развития вышивки, как вида
декоративно-прикладного искусства. Традиционные русские стили вышивки и
традиции вышивки на Урале. Посещение школьного музея.
2 раздел. Техника выполнения различных ручных швов.
Шов «вперёд иголку»
Теория – 1 час. Знакомство с этим швом и изделиями с его применением.
Практика – 1 час. Практическое выполнение шва «вперед иголку» и его
разновидностей.
Шов «назад иголку»
Теория – 1 час. Знакомство с этим швом и изделиями с его применением.
Практика – 1 час. Практическое выполнение шва «назад иголку» и его
разновидностей.
Стебельчатый шов
Теория – 1 час. Знакомство со стебельчатым швом и его применением в
изделиях.
Вышивка монограммы
Практика – 4 часа. Практическое выполнение монограммы стебельчатым
швом.
Тамбурный шов
Теория – 1 час. Тамбурные швы. Вариативность в тамбурном шве.
Французский узелок и «рококо»
Теория – 1 час. История появления и применения французского узелка и
«рококо». Цветочные композиции с применением этих швов.
Вышивка панно «Букет»
9

Практика – 3 часа. Практическое выполнение растительных орнаментов.
Изготовление панно с применением изученного материала.
Мережка
Теория – 1 час. Мережки. Классификация волокон. Подбор тканей для
выполнения мережки (полотняное). Определение размера салфетки. Подбор
узора для мережки.
Практика – 2 часа. Практическая работа по определение лицевой и
изнаночной сторон ткани, направление нитей основы и утка, определение
переплетения нитей основы и утка. Продёргивания нитей для мережки.
Обработка края салфетки, заделка уголков.
Счётные швы. Простой крест
Теория – 1 час. Счётные швы. Вышивка по канве и по счёту нитей.
Различные техники выполнения креста. История возникновения и развития
этой техники вышивания.
Практика – 2 часа. Практическое выполнение счётных швов.
Практическое выполнение шва крест простой.
Счётные швы. Болгарский крест
Теория – 1 час. Счётные швы. Вышивка по канве и по счёту нитей.
Различные техники выполнения болгарского креста. История возникновения и
развития этой техники вышивания.
Практика – 2 часа. Практическое выполнение счётных швов.
Практическое выполнение шва болгарский крест.
Вышивка панно в технике «Простой крест»
Практика – 9 часов. Выполнение миниатюры, сюжетные картинки, панно
в технике простой крест. Подбор схемы, выбор мулине и канвы. Нанесение
сетки. Вышивка элементов. Окончательная отделка вышивки, стирка и ВТО,
оформление работы.
3 раздел. Итоговое занятие
Выставка работ
Теория – 1 час. Подбор материала для выставки. Организация выставки.
Итоговое тестирование.

10

Планируемые результаты
Освоение детьми программы
по художественно-эстетическому
направлению
«Ручная вышивка» направлено на достижение комплекса
результатов в соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного
стандарта.
Программа
обеспечивает
достижение
обучающихся
следующих личностных, метапредметных и предметных
результатов.
Личностные результаты:
- учебно – познавательный интерес к декоративно – прикладному
творчеству, в частности к ручной вышивке;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с
мультикультурной картиной современного мира;
- сохранение народных традиций в современном декоративноприкладном искусстве;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении
практических творческих работ;
- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности
деятельности;
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных
качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное
отношение к
делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим,
уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений, ориентаций на
искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной
художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и
самоопределение личности на эстетическом уровне;
- эмоционально – ценностного отношения к искусству и к жизни,
осознавать систему общечеловеческих ценностей.
Метапредметными
результатами
изучения
курса
являются
формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные универсальные учебные действия:
- выбирать художественные материалы, средства художественной
выразительности для создания творческих работ. Решать художественные

11

задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах
действий;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой
деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
- овладевать навыками работы с разнообразными материалами и навыкам
создания образов посредством техники ручная вышивка;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на
основе оценки и характере сделанных ошибок.
Обучающиеся получат возможность научиться:
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по
результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного
внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения
действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его
реализации, так и в конце действия.
- пользоваться средствами выразительности языка
декоративно –
прикладного искусства;
- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации
известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного
творчества.
-осуществлять поиск информации с использованием литературы и
средств массовой информации;
-отбирать
и
выстраивать
оптимальную
технологическую
последовательность реализации собственного или предложенного замысла;
Познавательные универсальные учебные действия:
- различать изученные техники ручной вышивки;
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в
художественном творчестве;
- осваивать особенности художественно – выразительных средств,
материалов и техник, применяемых в технике ручная вышивка;
- развивать художественный вкус как способность чувствовать и
воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
- научатся художественно – образному, эстетическому типу мышления,
формированию целостного восприятия мира;
- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;

12

- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою
точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного
декоративно – прикладного искусства;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
-получат первоначальный опыт осуществления совместной продуктивной
деятельности;
- научатся сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и
уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
- научатся формировать собственное мнение и позицию.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной
позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную
позицию;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной
деятельности и сотрудничества с партнером;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей
деятельности;
В результате занятий декоративным творчеством
у обучающихся
должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое,
аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.
Предметные результаты:
- Получение первоначальных представлений о созидательном и
нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий
и важности правильного выбора профессии.
- Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как
продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
- Приобретение
навыков
самообслуживания;
овладение
технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил
техники безопасности.
- Использование приобретенных знаний и умений для творческого
решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских
(дизайнерских), технологических и организационных задач.
- Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной
и информационной среды и умений применять их для выполнения учебнопознавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

13

Комплекс
организационно-педагогических
и
аттестационных
условий.
Формы аттестации
1)
подготовка и проведение выставок работ участников кружка;
2)
отбор работ для портфолио учащихся;
3)
участие в конкурсах разного уровня;
4)
творческий отчёт руководителя.
Оценочные материалы
Вводная диагностика уровня знаний по теме данной программы.
Итоговое тестирование по теме «Ручная вышивка».
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Оборудование и технические средства обучения:
Стол для педагога – 1
Стул мягкий - 1
Столы ученические – 8
Стулья ученические – 16
Шкафы – 4
Доска школьная меловая – 1
Проектор – 1
Компьютер - 1
Принтер – 1
Колонки – 1
Экран-1
Плакаты и таблицы по технике безопасности
Технологические карты изготовления изделия.
Материалы и инструменты, необходимые для проведения занятий:
Канва
Ткань хлопчатобумажная и полотняная
Пяльцы пластмассовые
Иглы с большим ушком
Ножницы с тупыми концами
Нитки мулине
Нитки шерстяные
14

Карандаши простые
Калька
Копировальная бумага
Утюг
Утюжильная доска
Линейки
Дидактические материалы:
1. Наглядные пособия – таблицы, изготовленные преподавателем
«Цветовой круг. Смешивание цветов».
2. Работы преподавателя.
3. Образцы рисунков для вышивания.
4. Образцы готовых вышивок
5. Пооперационные карты.
Презентации:
1. Основные законы композиции.
2. Цветовой круг.
3. История вышивки.
4. Вышивка простым и болгарским крестом.
5. Вышивка французский узелок
6. Вышивка «рококо»
7. Мережка
8. Символика русской вышивки.
9. Вышивка стебельчатым и тамбурным швом.
Формы и режим занятий
Занятия кружка проводятся один раз в неделю согласно расписанию в
течение 40минут. При реализации творческих замыслов количество занятий для
отдельных подростков регулируется индивидуально.
Каждый подросток находится на определённом этапе реализации своего
замысла и трудится согласно своему уровню сложности, скорости выполнения
работы.
Формы проведения занятий – сочетание теоретических и практических
видов деятельности. Это: рассказ, беседа, показ, практическая работа,
подготовка и проведение выставок, непосредственное вышивание, обсуждение
и выбор рисунка, конкурс рисунков и эскизов, подготовка подарков и др.

15

Основная форма работы – практическая деятельность, позволяющая
приобрести и совершенствовать основные умения и навыки вышивания и
оформления предметов декоративно-прикладного характера, способствующая
зарождению стойкой мотивации к труду.
Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса
Активно используются: упражнение; моделирование; игровой метод.
Словесные методы: рассказ, беседа. Словесные приёмы: объяснение,
пояснение, оценка. Наглядные методы и приёмы: наблюдение, рассматривание
образцов, показ образцов, показ способа вышивания и др. Методы и приёмы
используются в комплексе. Организовывается прослушивание классической и
народной музыки, просмотр технологических операций на экране.

16

Список литературы
Рекомендуемая литература для педагогов.
1. Беляков Н.Д. «Кружок «Умелые руки» в школе». - М.1999.
2. Власова А. А. «Рукоделие в школе».- Спб.1996.
3. Ерёменко Т. И. «Иголка-волшебница».- М. «Просвещение» 1988.
4. Ивахнова М.А. «Ручная вышивка». – М: «Олимп», Смоленск: Русич,1999.
5. Программа Маркуцкой С. Э. «Художественная вышивка».- М.
«Дрофа»2002.
6. Сафонова Н. С. «Кружки художественной вышивки».- Пособие для
руководителей кружков.
7. «Узоры вышивки крестом» (Минск «Современный литератор» 1999).

1.

Рекомендуемая литература для учащихся и родителей.
Крутий Я.В. «100 схем для вышивания гладью».- М.2004.

Максимова М., Кузьмина М. «Вышивка» («Эксмо»1996).
Нестерова Д.В. «Рукоделие: энциклопедия». – М:АСТ,2007
Рогова О. Л. «Юным рукодельницам».- СПб. 1990.
Сапожников А. А. Журналы – «Современная вышивка крестом». –
М.2006.
6. «Узоры вышивки крестом» (Минск «Современный литератор» 1999).
7. Чернова А.Г. «Искусство вышивки лентами». – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
2.
3.
4.
5.

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».