Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Кировская средняя общеобразовательная школа»
Принята на заседании
педагогического совета
от «__» ___________2020 г.
Протокол №___
Утверждаю:
Директор
МОУ «Кировская СОШ»
А.Ю.Шалаева
«___»__________2020 г.
Подписано цифровой
Шалаева Анжелика подписью: Шалаева Анжелика
Юрьевна
Юрьевна
Дата: 2021.02.28 14:53:20 +05'00'
Дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Рисуем гуашью»
Возраст обучающихся: 7-10 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Хорькова Любовь Владимировна,
учитель начальных классов
с. Кировское, 2020
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена в соответствии с государственными и ведомственными
нормативными документами:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. №
1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам».
4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. №
09-3242 «О направлении рекомендаций по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ».
5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4
июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций
В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования одной
из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является
гуманистическая
направленность
образования.
Она
обуславливает
личностноориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого
потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании,
выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления,
способствующего формированию разносторонне развитой личности, отличающейся
неповторимостью, оригинальностью.
Образовательная программа «Рисуем вместе» является составной частью художественноэстетического образования обучающихся. На основе эстетических знаний и художественного
опыта у обучающихся складывается отношение к собственной художественной
деятельности.
Программа реализуется в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства
и художественно – эстетической деятельности. Она направлена на развитие у ребенка любви
к прекрасному, обогащение его духовного мира, развитие эстетического восприятия,
воображения, эстетических чувств, эстетического отношения к окружающей
действительности, приобщения к искусству как к неотъемлемой части духовной и
материальной культуры, фактора художественно – эстетического формирования и развития
личности ребенка.
Направленность программы – художественно-эстетическая.
Цель – обучение детей основам изобразительной грамоты и их активное творческое
развитие с учѐтом индивидуальности каждого ребѐнка посредством занятий изобразительной
деятельностью, приобщения к достижениям мировой художественной культуры.
Задачи:
Обучающие:
1. знакомство с жанрами изобразительного искусства;
2. знакомство с различными художественными материалами и техниками изобразительной
деятельности;
3. овладение основами перспективного построения фигур в зависимости от точки зрения;
2
4. приобретение умения грамотно строить композицию с выделением композиционного
центра.
Развивающие:
1. развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии,
воображения;
2. развитие колористического видения;
3. развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное;
4. улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера;
5. формирование организационно-управленческих умений и навыков (планировать свою
деятельность; определять еѐ проблемы и их причины; содержать в порядке своѐ рабочее
место);
6. развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную деятельность
в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения
других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации).
Воспитательные:
1. формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям художественным
творчеством;
2. формирование уважительного отношения к искусству разных стран и народов;
3. воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия;
4.воспитание аккуратности.
Актуальность программы
Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей.
Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления,
колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала
личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребѐнка, его
эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области
художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в
созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами. Занятия
изобразительным искусством совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать,
анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное, отличать искусство от дешевых
поделок. Все это особенно важно в настоящее время, когда мир массовой культуры давит на
неокрепшую психику ребенка, формирует привычку воспринимать и принимать
всевозможные суррогаты культуры. Кроме того, будучи сопряжено с изучением лучших
произведений искусства, художественное творчество пробуждает у детей интерес к
искусству, любовь и уважение к культуре своего народа. Данная программа позволяет
решать не только собственно обучающие задачи, но и создает условия для формирования
таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к
сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать в группе и
проявлять лидерские качества. Также через занятия изобразительным творчеством
появляются реальные возможности решать психологические проблемы детей, возникающие
у многих в семье и школе.
Сегодня, когда во многих общеобразовательных школах на изучение изобразительного
искусства отводится ограниченное время, развитие художественного творчества школьников
через систему дополнительного образования детей становится особенно актуальным.
3
Отличительные особенности и новизна настоящей программы прослеживаются по
нескольким направлениям. Данная программа ориентирована на то, чтобы дать учащимся
базовое систематизированное образование по ИЗО, основанное на преимущественном
изучении таких видов изобразительного искусства, как живопись, рисунок, графика. Данная
программа предусматривает, что дети приобретают определѐнные знания по истории и
теории изобразительного искусства, а также основополагающие практические умения и
навыки в данной сфере. Последние в дальнейшем станут хорошей основой для продолжения
занятий в тех видах деятельности, которые окажутся наиболее привлекательными для
конкретного ребѐнка и будут выбраны им для дальнейших углублѐнных занятий.
Тем самым программа «Рисуем вместе» не только дает основательную базу по ИЗО, своего
рода «школу» по данному виду художественной деятельности, но и создаѐт для
обучающихся перспективу их творческого роста, личностного развития в программном поле
данного образовательного учреждения.
Возраст детей
Программа ориентирована на разновозрастной коллектив – на детей 7-10 лет. У детей
этого возраста хорошо развита механическая память, произвольное внимание, нагляднообразное мышление, развиваются познавательные и коммуникативные умения и навыки.
В группы принимаются дети с разными данными, с разным уровнем подготовки.
Группы могут быть разновозрастными. Прием детей в группы без ограничений (достаточно
склонности к этому виду творчества).
Сроки реализации образовательной программы
Программа обучения рассчитана на 1 год (подготовительный этап).
Объём программы: Полный объем учебных часов - 34 часа
Формы и режим занятий: для реализации программы используется очная форма обучения.
Учебные группы формируются в соответствии с уровнем подготовки, успеваемости ребенка.
Учебный процесс может быть ускорен или замедлен по отдельным его направлениям. Ритм
обучения зависит от одарённости и способностей детей. В процессе занятий сочетаются
групповая и индивидуальная работы, в связи с тем, что каждый учащийся имеет разный темп
обучения и разный уровень подготовки. Таким образом, важнейшее требование к занятиям –
дифференцированный подход к обучающимся с учетом их возрастных физических и
психологических особенностей. Такая форма работы позволяет педагогу обратить внимание
на восприятие и индивидуальные особенности каждого ребёнка, а затем на основании
проведённого анализа работы, с учётом перечисленного, строить и проводить каждое
последующее занятие. В процессе реализации программы используются коллективная и
индивидуально–групповая работа.
Режим занятий
Расписание составляется из расчета- 1 занятие в неделю (1 академический час).
Количество учащихся в группах составляет 12-15 человек.
Формы подведения итогов реализации программы.
В качестве форм подведения итогов по программе используются:
ИЗО-викторины,
ИЗО-конкурсы,
участие в выставках различного уровня.
4
№
п/п
1.
1.1.
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
2.9
2.10
2.11
2.12
2.13
2.14
2.15
2.16
2.17
3.
3.1
Итого
УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН
Количество часов
Название раздела, темы
Всего
Теория
Практика
Вводное занятие (1ч.)
Как стать художником?
1
0,5
0,5
Инструктаж по технике безопасности.
Основная часть (33 ч.)
В гостях у сказки”. Композиция рисунка.
0,5
2
1.5
«Цветик-семицветик».
Основные
и
0,5
2
1.5
дополнительные цвета.
“Город мастеров” - работа в технике
0,5
2
1.5
«Граттаж»
“Монотипия пейзажная” - нетрадиционная
0,5
3
2.5
техника рисования
Приём рисования “по- сырому” или
0,5
2
1.5
равномерно окрашенному
Рисование белилами на тонированной
0,5
3
2.5
бумаге. «Вьюга мглою небо кроет»
Использование карандашей в рисовании
0,5
3
2.5
цветов
Художественный
приём
“заливка”.
0,5
2
1.5
Рисование неба
Рисование по - сырому. Пейзаж.
0,5
3
2.5
Многослойная
живопись
на
тему
0,5
2
1.5
“Африка”
Нетрадиционная
техника
0,2
1
0.8
рисования“Кляксография
обычная
и
трубочкой»
Рисование гуашью. Техника тычка.
0,2
1
0.8
«Усатый-полосатый кот
Техника «Набрызг». «Ракета в космосе»
0,5
1
0.5
Техника рисования “Пуантилизм”
0,5
2
1.5
“Подводное царство” - рисование рыбок.
0,2
1
0.8
Самостоятельный
выбор
техники
выполнения рисунка.
Составление
коллективного
панно
0,2
1
0.8
техникой “Рваная бумага”
“Я – юный художник” - самостоятельный
0,2
1
0.8
выбор техникой рисования и составления
рисунка
Подведение итогов (1ч.)
Творческий
отчёт.
Выставка
работ.
1
0,5
0.5
Подведение итогов работы кружка.
34
8
26
5
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
1. Вводное занятие “Как стать художником?”(1ч.)
ТЕОРИЯ: Организация рабочего места. Рассказ учителя о целях и задачах работы. Техника
безопасности при работе. Планирование работы кружка.
2. “В гостях у сказки”. Композиция рисунка ( 2ч.)
ТЕОРИЯ: Что такое композиция. Правила её составления.
ПРАКТИКА:. Составление индивидуального рисунка – сказка «Акварелька и гуашка».
Рисование клякс и цветочных сочетаний.
3. «Цветик-семицветик» . Основные и дополнительные цвета.(2ч.)
ТЕОРИЯ: Основные и дополнительные цвета.
ПРАКТИКА: Освоение техники смешивания оттенков в палитре.
4. “Город мастеров” - работа в технике «Граттаж» (2ч.).
ТЕОРИЯ: Этапы выполнения техники.
ПРАКТИКА: Освоение техники выполнения, выполнение индивидуального рисунка.
Способ работы проходит несколько этапов: нанесение сырого желтка на лист (2-3 слоя);
покрытие поверхности желтка чёрной краской; выцарапывание рисунка зубочисткой.
5. “Монотипия пейзажная” - нетрадиционная техника рисования (3ч.).
ТЕОРИЯ: Правила рисование пейзажа. Понятия отпечатка и оттиска.
ПРАКТИКА: Выполнение пейзажа на половинке листа и оттиск на другой половине.
Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства
в композиции.
Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.
6. Приём рисования “по- сырому” или равномерно окрашенному (2ч.).
ТЕОРИЯ: Понятие техники “по-сырому”. Использования приёма для закрашивания листа
сплошным слоем краски.
ПРАКТИКА: Упражнения по тренировке техники рисования, этапы выполнения работы.
Рисование неба и земли.
7. Рисование белилами на тонированной бумаге. «Вьюга мглою небо кроет» (3ч.)
ТЕОРИЯ: Свойства тонированной бумаги. Правила работы с белилами.
ПРАКТИКА: Способы и этапы тонировки. Выполнение пейзажа.
8. Художественный приём “заливка”. Рисование неба (2ч.).
ТЕОРИЯ: Понятие “заливка”. Использование заливки для изображения неба, воды, гор.
ПРАКТИКА: Подготовка краски, способы нанесения линий, движение кисти, рисование
неба.
9. Рисование по - сырому. Пейзаж (3ч.).
ПРАКТИКА: Рисование пейзажа по влажному листу альбома. Лист предварительно
смачивается полностью водой, а затем наносится рисунок. Главное, не дать листу высохнуть!
10. Многослойная живопись на тему “Африка” (2ч.).
ТЕОРИЯ: Понятие многослойной живописи. Этапы выполнения техники.
ПРАКТИКА: Тренировка в быстром наложении слоёв друг на друга после полного
высыхания. Рисование горного пейзажа, где горные хребты встают один за другим.
11. Нетрадиционная техника рисования “Кляксография обычная и трубочкой (1ч.).
ТЕОРИЯ: Способы рисования кляксами.
ПРАКТИКА: Рисование птиц, облаков.
Средство выразительности: пятно.
6
Материалы: бумага, тушь или жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.
12. Рисование гуашью. Техника тычка. «Усатый-полосатый кот» (1ч.)
ТЕОРИЯ: Техника тычка.
ПРАКТИКА: Самостоятельный выбор рисунка. Освоение техники тычка.
Материалы: бумага, гуашь.
13. Техника «Набрызг». «Ракета в космосе» (1ч.)
ТЕОРИЯ: Понятие техники «Набрызг».
ПРАКТИКА: Составление композиции. Выполнение рисунка в данной технике.
Материалы: плотная бумага, акварель, кисти.
14. Техника рисования “Пуантилизм” (2 ч.)
ТЕОРИЯ: Понятие “Пуантилизм”
ПРАКТИКА: Рисование изображения в технике “Пуантилизм”
15. “Подводное царство” - рисование рыбок. Самостоятельный выбор техники
составления рисунка (1ч.)
ТЕОРИЯ: Разновидности рыбок. Правила рисования рыб.
ПРАКТИКА: Рисование рыб разного вида. Тренировка построения рыб, рисование
подводного мира.
16. Составление коллективного панно техникой “Рваная бумага”. (1ч.)
ПРАКТИКА: Творческий подход к коллективному составлению панно.
Средства выразительности: фактура, объём.
Материалы: салфетки или цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, кисть, плотная бумага
либо цветной картон для основы.
17. “Я – юный художник” - самостоятельный выбор техникой рисования и составления
рисунка. (1ч.)
ПРАКТИКА: Составление рисунка и его роспись выбранной техникой рисования.
18. Творческий отчёт. Выставка работ. Подведение итогов работы кружка. (1ч.)
ПРАКТИКА: Организация выставки работ.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Данная программа способствует формированию следующих личностных и
метапредметных универсальных учебных действий:
Личностные универсальные учебные действия:
- осознание своих творческих возможностей;
- проявление познавательных мотивов;
- развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и
художественной культурой;
- понимание чувств других людей, сопереживание им.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- различать способ и результат действия;
- адекватно воспринимать словесную оценку учителя;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные универсальные учебные действия:
7
- осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя ;
- строить речевые высказывания в устной форме;
- оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;
- включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- Формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной;
- задавать вопросы;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И АТТЕСТАЦИОННЫХ
УСЛОВИЙ
Форма аттестации
Контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает оперативное управление
учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и
корректирующую функции. Разнообразные формы контроля успеваемости учащихся
позволяют объективно оценить успешность и качество образовательного процесс.
Механизм оценки получаемых результатов
Для оценки результативности учебных занятий применяется входной, текущий и итоговый
контроль.
Входной контроль – диагностика начального уровня знаний, умений, навыков. Для этой
диагностики используется метод анкетирования, собеседования.
Текущий контроль применяется для оценки качества усвоения материала через
собеседование, творческую работу (как особую форму учебно-воспитательного процесса),
практическое выполнение изделий.
Итоговый контроль –
- тестовые задания, итоговые выставки работ учащихся на школьном уровне;
- участие в конкурсах муниципального, окружного и международного уровней.
Критерии оценки
Критерии оценки качества подготовки учащегося позволяют определить уровень освоения
материала, предусмотренного учебной программой. Основным критерием оценок учащегося,
осваивающего общеразвивающую программу, является художественная выразительность,
владение техническими приемами.
При оценивании учащегося, осваивающегося общеразвивающую программу, следует
учитывать:
формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству;
овладение практическими умениями и навыками в различных видах изобразительной
деятельности; степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.
Мониторинг достижения планируемых результатов освоения программы
Мониторинг уровня развития художественных способностей у детей (диагностика)
проводится два раза в год – в начале и конце учебного года.
8
Задача
Обучить
детей
основам
техники
работы с кистью,
мелками,
пластилином,
нетрадиционным
художественным
материалом (мятая
бумага,
пробка,
тычок, трубочка для
коктейля,
ластик,
нитки);
Обучить
детей
различать
цвета
спектра
и
их
оттенки, основные
геометрические
фигуры.
Критерий
Уровень освоения
техник работы с
кистью,
мелками,
пластилином,
нетрадиционным
художественным
материалом (мятая
бумага,
пробка,
тычок, трубочка для
коктейля,
ластик,
нитки);
Метод
Наблюдение,
конкурс,
тестирование
Уровень освоения
знаний о цветах
спектра
и
их
оттенках, основных
геометрических
фигурах.
Развивать мелкую Уровень
моторику рук.
мелкой
рук.
Развивать
творчество
и
фантазию,
наблюдательность,
воображение,
ассоциативное
мышление
и
любознательность.
Сформировать
художественный
вкус и чувство
гармонии
Показатель
Степень
освоения
техник
работы с кистью, мелками,
пластилином, нетрадиционным
художественным материалом
(мятая бумага, пробка, тычок,
трубочка для коктейля, ластик,
нитки);
3б
–
хорошо
владеет
техниками;
2б- слабо владеет техниками;
1б-не владеет техниками
Степень освоения знаний о Тестирование,
цветах спектра и их оттенках, беседа
основных
геометрических
фигурах.
3б – хорошо знает;
2б- слабо знает;
1б-незнает
развития Степень развитости мелкой Наблюдение
моторики моторики рук.
3б – хорошо развита;
2б- слабо развита;
1б-не развита
Уровень развития
творчества
и
фантазии,
наблюдательности,
воображения,
ассоциативного
мышления
и
любознательности.
Уровень
сформированости
художественного
вкуса и чувства
гармонии.
Степень развития творчества и Выставки,
фантазии,
наблюдательности, конкурс
воображения, ассоциативного
мышления и любознательности.
3б – хорошо развито;
2б- слабо развито;
1б-не развито
Степень
сформированости Наблюдение,
художественного
вкуса
и выставки,
чувства гармонии.
конкурс
3б – хорошо сформирован;
2б- слабо сформирован;
1б-не сформирован
9
Сформировать
навыки
самостоятельности
Уровень
сформированости
навыков
самостоятельности.
Степень
сформированости Наблюдение,
навыков самостоятельности.
выставки,
конкурс
3б – хорошо сформированы;
2б- слабо сформированы;
1б-не сформированы
Высокий уровень (15-18б) - обучающийся хорошо освоил технику работы с кистью,
нетрадиционным художественным материалом (мятая бумага, пробка, тычок, трубочка для
коктейля, ластик, нитки); знает о цветах спектра и их оттенках, основных геометрических
фигурах. У ребѐнка хорошо развита мелкая моторика рук. У ребѐнка хорошо развита
фантазия, наблюдательность, воображение, ассоциативное мышление и любознательность.
Сформировались художественный вкус и чувство гармонии. Владеет навыками
самостоятельности.
Средний уровень(11-14б) - обучающийся слабо освоил технику работы с кистью,
нетрадиционным художественным материалом (мятая бумага, пробка, тычок, трубочка для
коктейля, ластик, нитки); имеет слабые знания о цветах спектра и их оттенках, основных
геометрических фигурах. У ребѐнка слабо развита мелкая моторика рук. У ребѐнка слабо
развита фантазия, наблюдательность, воображение, ассоциативное мышление и
любознательность. Слабо сформировались художественный вкус и чувство гармонии,
навыки самостоятельности.
Низкий уровень(7-10б) – обучающийся не освоил технику работы с кистью,
нетрадиционным художественным материалом (мятая бумага, пробка, тычок, трубочка для
коктейля, ластик, нитки); не знает о цветах спектра и их оттенках, основных геометрических
фигурах. У ребѐнка не развита мелкая моторика рук. У ребѐнка не развита фантазия,
наблюдательность, воображение, ассоциативное мышление и любознательность. Не
сформировались художественный вкус и чувство гармонии. Не владеет навыками
самостоятельности.
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение дополнительной образовательной программы
связано с наличием следующих средств, предметов, инструментов:
Методические пособия:
1. Детские рисунки в различных техниках.
2. Книги, иллюстрации, репродукции картин.
3. Опоры на доску: этапы работы на занятии, план работы над различными техниками.
4. Образцы работ в различных техниках.
5. Мои методические разработки и материалы открытых занятий.
Оборудование и технические средства обучения:
Стол для педагога – 1
Стул мягкий - 1
Столы ученические – 15
Стулья ученические – 15
Шкафы – 1
Доска школьная меловая – 1
Проектор – 1
10
Компьютер - 1
Принтер – 1
Колонки – 2
Экран-1
Плакаты и таблицы по технике безопасности
Технологические карты
Материалы и инструменты, необходимые для проведения занятий:
Бумага А – 4
Гуашь.
Акварель
Набор кистей
Салфетка
Палитра
Стакан – непроливашка
Различные штампы
Зубные щётки
Ластики
Простые карандаши
Трубочки
Ватман
Уголок техники безопасности
Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятий:
Используются как традиционные, так и нетрадиционные методы:
•
словесные (рассказ, беседа, описание);
•
наглядные (готовые изделия, иллюстрации, эскизы);
•
практические (работа по образцу, инструкции, творческая работа)
•
проблемно-поисковые (подбор цветового сочетания, композиционного решения)
•
стимулирования деятельности (одобрение, похвала);
•
коллективного творчества (совместное обсуждение авторской работы).
Дополнительные формы учебно-воспитательного процесса:
• экскурсии;
• конкурсы;
• встречи с интересными людьми.
Формы проведения занятий:
просмотр и обсуждение видеоматериалов, выставок;
участие в мини-выставках и итоговой выставке;
конкурсы, познавательные игры, викторины, практическое занятие, мастер-класс,
практические упражнения для отработки необходимых навыков,
чтение и заучивание художественной литературы,
рассматривание репродукций картин.
11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА
1. Беда Г. Живопись и ее изобразительные средства. – М., 2008
2. Гаптилл А.Г. Работа пером и тушью. – Минск: Поппури, 2010
3. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники,
планирование. Конспекты занятий/. М.: ТЦ «Сфера», 2005.
4. Кульневич С.В. “Не совсем обычный урок”, Издат. программа “Педагогика нового
времени”, “Воронеж”, 2006 год.
5. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ОУ.
М.: ТЦ Сфера, 2011.
6. Ячменева В.В. Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с
детьми 7-14 лет. – М.: Гуманит. Изд. Центр “Владос”, 2009
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1. В.П. Копцев Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного
конструирования/ Ярославль: Академия Развития: Академия Холдинг, 2010
2. В.В. Ячменева Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми
7-14 лет. – М.: Гуманит.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
1. Позина Е. Времена года в стихах, рассказах и загадках./Издательство «Стрекоза», 2007.
2. Лыкова И.А. Журнал «Рисуем натюрморт» Издательский дом «КАРАПУЗ» 2001 г.
3.Лыкова И.А. Альбом «Цветные хвостики» Издательский дом «КАРАПУЗ» 2001 г.
4.Лыкова И.А. Альбом «Пестрые крылышки». Издательский дом «КАРАПУЗ» 2001 г.
5.Курочкина Н.А. «Знакомим с пейзажной живописью". Учебно – наглядное пособие СПб.:
ДЕТСТВО-ПРЕСС,2005 г.
6. Ветрова Г.«Сказка о сказочнике. Васнецов» Издательство «Белый город».
7. Ветрова Г. «Сказка о правдивом художнике. Серов» » Издательство «Белый город».
8.Ветрова Г.«Сказка о художнике и весенних птицах. Саврасов» Издательство «Белый
город».
12