Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Кировская средняя общеобразовательная школа»
Шалаева
Анжелика
Юрьевна
Подписано цифровой
подписью: Шалаева
Анжелика Юрьевна
Дата: 2021.02.16
21:18:17 +05'00'
Дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Квиллинг»
Возраст обучающихся: 9-15 лет
Срок реализации: 2 года
Автор-составитель:
Панькова Светлана Геннадьевна,
педагог дополнительного образования
с. Кировское, 2020
1
Пояснительная записка
В Федеральном государственном образовательном стандарте общего
образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего
образования, является гуманистическая направленность образования. Она
обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие
личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен,
происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной
проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию
разносторонне развитой личности, отличающейся неповторимостью,
оригинальностью.
Образовательная программа «Квиллинг» является составной частью
художественно-эстетического образования обучающихся. Квиллинг наряду с
другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию
художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения.
На основе эстетических знаний и художественного опыта у обучающихся
складывается отношение к собственной художественной деятельности.
Программа «Квиллинг» относится к программам общекультурного
(развивающего) уровня, так как она направлена на удовлетворение
познавательного интереса обучающихся, расширение их информированности
по данному виду искусства, обогащение их навыками общения и приобретение
умений совместной деятельности в освоении программы
Цель и задачи программы
Целью данной программы является духовное и эстетическое развитие
личности ребёнка на основе его приобщения к удивительному миру квиллинга.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
Обучающие:
Познакомить детей с историей развития в России данного вида
бумажного творчества.
Обучить детей
основным технологическим приёмам работы с
бумажными лентами.
Обучить строить композиционный рисунок, создавать эскиз будущей
работы, работать с цветом.
Научить детей создавать оригинальные декоративные композиции в
технике квиллинг.
Воспитательные:
Воспитать у детей способность к восприятию эстетических ценностей.
2
Воспитывать в детях чувство красоты.
Воспитывать умение работать в разновозрастном коллективе.
Побуждать у обучающихся интерес к культурной деятельности своей
страны и других стран.
Развивающие:
Способствовать развитию у детей мелкой моторики пальцев рук
Развивать в детях такие качества, как трудолюбие, целеустремленность и
аккуратность.
Активизировать в детях творческое мышление, воображение,
способствовать развитию эстетического вкуса
Отличительными
особенностями
настоящей
образовательной
программы являются следующие:
Настоящая программа рассчитана на обучение детей начальной школы и
подросткового возраста, и адаптирована с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей школьников. В процессе обучения возможно
проведение корректировки уровня сложности заданий и внесение изменений в
программу, исходя из опыта деятельности детей и уровня усвоения ими
учебного материала, композиций, в которых используются изделия,
выполненные в данной технике.
Возрастной диапазон, от младшего школьного до подросткового
возраста, что определенным образом влияет на организацию учебновоспитательного процесса. Специфика целей образования, контингента
обучающихся и условий реализации содержания программы позволяет
осуществлять воспитательно-образовательный процесс в режиме работы с
разновозрастными группами детей. Организация занятий в таких группах,
прежде всего, предполагает учет индивидуальных и возрастных особенностей
обучающихся.
Младший школьный возраст - время закрепления мотива достижения
успехов в качестве устойчивого личностного свойства человека. Параллельно с
мотивацией достижения успехов и под ее влиянием в младшем школьном
возрасте совершенствуются два других личностных качества ребенка:
трудолюбие и самостоятельность. Два основных вида деятельности, в которых
развиваются эти качества: учение и труд.
При организации обучения детей в этом возрасте наибольший эффект
достигается при использовании репродуктивных методов работы: наглядных,
словесных, практических, особенно в момент формирования базы
элементарных политехнических навыков работы с материалами и
3
инструментами. Успешность деятельности ребенка, его желание в дальнейшей
работе зависит от его умения выполнять те или иные операции.
Структура содержания программы
Программа включает следующие модули:
История квиллинга
Материаловедение
Основы композиции
Техника выполнения квиллинга
Цветочные композиции
Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения
которых у детей формируется творческая и познавательная активность.
Значительное место в содержании программы занимают вопросы композиции,
цветоведения.
Программа способствует:
-развитию разносторонней личности ребенка, воспитанию воли и
характера;
-помощи обучающемуся в его самоопределении, самовоспитании и
самоутверждению в жизни;
-освоению современного вида декоративно-прикладного искусства
«Квиллинг»;
-обучению практическим навыкам техники квиллинг.
-созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе
взаимопонимания коллективной работы;
-знакомству с историей квиллинга.
Программа строится на основе знаний возрастных, психолого–
педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста
и подросткового возраста.
В основу программы положены следующие принципы:
непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения
полноты и цельности образования;
связи с жизнью;
развитие индивидуальности каждого ребёнка;
единство и целостность субъект-субъектных отношений;
системная организация управления учебно-воспитательным процессом
(систематичность, контролируемость, последовательность, доступность,
наглядность, построения программного материала «от простого к сложному»).
Особенности возрастной группы детей, которым адресована
программа
4
Программа рассчитана на детей в возрасте 9-15 лет.
Состав группы является постоянным. Набор детей в группу - свободный,
так как система тем и заданий, разработанных в программе, даёт возможность
зачислять всех желающих без предварительного отбора и экзамена.
Количество детей в группах - 15 человек. Группы могут формироваться
из детей одного возрастного диапазона, либо являются разновозрастными.
Работа в разновозрастной группе имеет свои сложности, однако данная
программа позволяет легко корректировать задания по ходу занятия в
зависимости от возраста ребенка и его возможностей.
Однако есть у неё и преимущества. Обучающиеся 9 лет, обучаясь рядом
со старшими детьми, могут непосредственно увидеть перспективу своей
работы, это придает им уверенность в положительном результате. К тому же
они могут обратиться в случае необходимости за помощью к более опытным
обучающимся. Старшие, в свою очередь, могут проявить свои педагогические
способности и закреплять свои знания, объясняя материал младшим. Это имеет
большое воспитательное значение, так как обучающиеся приобретают навыки
толерантного взаимодействия.
Форма и режим проведения занятий
Форма проведения занятий – групповая. Занятия квиллингом требуют от
обучающихся большой концентрации внимания, терпения, зрительной
нагрузки, а от педагога – постоянного наблюдения за детьми и практической
помощи каждому.
Режим занятий – 1 раз в неделю по 1 часу – 35 часов в год. Структура
занятий выстроена с учетом здоровьесберегающих технологий. Занятия
проводятся при постоянной смене деятельности.
Программа предназначена для освоения учебного материала в течение
двух лет детьми разных возрастных групп: 9 - 15 лет. В зависимости от желания
и способности ребенка он может быть зачислен в группу независимо от
возрастных рамок, но не раньше 9 лет.
Основной формой работы являются учебные занятия.
На занятиях
предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
-индивидуальная,
- фронтальная,
-коллективное творчество.
Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую
деятельность обучающихся.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром
иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий).
5
Изложение учебного материала имеет эмоционально – логическую
последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке
удивления и переживания.
Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения
работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике
безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят
деятельность и повышают интерес детей
Описание ценностных ориентиров содержания курса.
Личностные ценности.
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования
живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для
подлинного экологического сознания.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение
жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой
способности - любви.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни,
на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой
природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней
как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства
красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры
человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность красоты, гармонии лежит в основе эстетического воспитания
через приобщение человека к разным видам искусства. Это ценность
совершенства, гармонизации, приведения в соответствие с идеалом, стремление
к нему – «красота спасёт мир».
Общественные ценности.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и
самосовершенствованью, важность и необходимость соблюдения здорового
образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и
социально-нравственном здоровье.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка
социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность
культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым
жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой
жизни, состояния нормального человеческого существования.
6
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и
поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами,
законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является
человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод
человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести,
достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена
общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека,
выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном
желании служить Отечеству.
Ценность человечества как части мирового сообщества, для
существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов
и уважение к многообразию их культур.
7
Учебный (тематический) план
Учебный план МКОУ «Кировская средняя общеобразовательная школа»
по реализации программы дополнительного образования «Квиллинг» составлен
на основании требований к содержанию и оформлению образовательных
программ дополнительного образования детей, с учетом приоритетных
направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»,
Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности
гражданина России, основных положений Концепции художественного
образования в Российской Федерации, Концепции предметной и
образовательной областей «Технология».
Отбор содержания программы обусловлен следующими факторами:
целями современного художественно - эстетического образования,
направленными на формирование целостной гармоничной личности, на развитие
ее
духовности,
творческой
индивидуальности,
интеллектуального
и
эмоционального богатства, на формирование основ художественной и
технологической культуры;
особенностями современной ситуации, когда остро стоит вопрос о
занятости детей, об их умении организовать свой досуг;
возрастными психологическими особенностями младшего школьника;
включенностью
психолого-педагогического
сопровождения
образовательного процесса, методики коллективной творческой деятельности;
формами и методами организации образовательного процесса,
мониторингом образовательных результатов.
Программа «Квиллинг» разработана на два года занятий с детьми
младшего школьного возраста и подросткового возраста, рассчитана на
поэтапное освоение материала.
Согласно учебному плану МКОУ « Кировская СОШ» на проведение
занятий выделяется 70 часов.
Первый год обучения- 35 часов – 1 час в неделю (35 учебных недели),
второй год обучения- 35 часов – 1 час в неделю (35 учебных недели).
8
Первый год обучения
№
Наименование разделов, тем
п/п
Количество часов
всего
теория
практика
Вводное занятие: правила техники безопасности
1
1
0
1
История квиллинга
2
2
0
1.1
История возникновения квиллинга.
1
1
0
1.2
Посещение выставки
1
1
0
2
Материаловедение
2
1
1
2.1
1
0
1
1
1
0
3
Знакомство с материалами и инструментами.
Бумага тонированная, цветная, серпантин, картон
цветной. Основные их свойства и качества.
Знакомство с различными дополнительными
приспособлениями: зубочистки, ножницы, пинцет,
скрепки, калька, карандаш простой Основные их
свойства и качества.
Основы композиции и цветоведения
2
1
1
3.1
Основные законы композиции.
1
1
1
3.2
1
1
1
3.3
Знакомство с основными и составными цветами.
Дополнительные цвета.
Цветовой круг.
1
1
0
3.4
Теплые и холодные цвета.
1
1
0
4.
Техника выполнения квиллинга. Правила
техники безопасности
Основные элементы квиллинга: «Тугая спираль».
5
2
3
1
0
1
2
1
1
4.3
Основные элементы квиллинга: форма «Свободная
спираль». «Капля», «Треугольник», «Полумесяц».
Форма «Листик», «Завиток»
1
0
1
4.4
Форма «Прямоугольник», «Сердечко»
1
0
1
5
Цветочные композиции
21
10
11
5.1
Композиция «Букет из роз»
2
1
1
5.2
Композиция «Виноград»
3
1
2
5.3
Композиция «Тюльпаны»
3
1
2
5.4
Композиция «Одуванчики»
3
1
2
5.5
Композиция «Дерево счастья»
4
2
2
5.6
Композиция «Подсолнухи»
4
2
2
6.
Итоговое занятие
1
1
0
35
10
25
2.2
4.1
4.2
Итого:
9
Второй год обучения
№
Наименование разделов, тем
п/п
Количество часов
всего
теория
практика
Вводное занятие: правила техники безопасности.
1
1
-
1
История квиллинга
2
1
1
1.1
История возникновения квиллинга.
1
1
0
1.2
Посещение выставки
1
0
1
2
Материаловедение
1
1
0
3
Основы композиции и цветоведения
3
1
2
3.1
Основные законы композиции.
1
0
1
3.2
Хроматические и ахроматические цвета.
1
1
0
3.3
Гармоничное сочетание цветов.
1
0
1
4.
Техника выполнения квиллинга. Правила техники
4
2
2
безопасности
4.1
Основные элементы квиллинга: «Тугая спираль»
1
0
1
4.2
Основные элементы квиллинга: форма
1
0
1
«Свободная спираль». «Капля», «Треугольник»,
«Полумесяц».
4.3
Форма «Листик», «Завиток»
1
1
0
4.4
Форма «Прямоугольник», «Сердечко»
1
1
0
5
Цветочные композиции
18
9
9
5.1
Композиция «Сиреневые цветы»
4
2
2
5.5
Композиция «Ромашки с бабочкой»
5
2
3
5.10
Композиция «Пасхальное яйцо»
5
2
3
5.16
Композиция «Хризантемы»
3
1
2
6
Проектная деятельность
5
2
3
6.1
Разработка творческой композиция
2
1
1
6.2
Изготовление необходимых деталей
2
1
1
6.3
Составление творческой композиции
1
0
1
6.4
Защита проекта
1
1
0
Итоговое занятие
1
0
1
35
10
25
Итого:
10
Содержание программы
Первый год обучения
Вводное занятие
Теория: Знакомство с тематикой работы объединения. Постановка целей
и задач объединения.
Демонстрация изделий, фотоматериалов. Обзор
тематической литературы. Инструктаж по технике безопасности. Правила
поведения на дороге. Соблюдение техники безопасности на занятиях. План
работы на год.
Практическая работа: Игры на знакомство
1. История квиллинга
1.1. История возникновения квиллинга.
Теория:
Знакомство с историей возникновения квиллинга.
Использование этого вида искусства в жизни человека.
Материалы и
инструменты, требуемые для занятия. Техника безопасности при работе с
ножницами.
Просмотр фотоматериалов.
Практическая работа: Вырезание полосок для квиллинга.
1.2 Посещение выставки.
Теория: Знакомство с лучшими работами учащихся школы и педагога.
2. Материаловедение
2.1 Знакомство с материалами.
Теория: История возникновения бумаги. Виды и свойства бумаги.
Знакомство с видами бумаги и её основными свойствами, с
инструментами для обработки.
Просмотр презентации «Основы квиллинга».
Знакомство с материалами, применяемыми в квиллинге.
История возникновения бумаги. Виды и свойства бумаги.
Бумага тонированная, цветная, серпантин.
Практическая работа: Техника безопасности при работе с ножницами.
Вырезание полосок для квиллинга. Разметка бумаги. Понятие «контур».
Экономия материала и бережное отношение к инструментам и
приспособлениям.
Показ основных приёмов работы.
2.2 Знакомство с различными дополнительными приспособлениями.
Теория: Основные правила работы. Знакомство с линейкой. Знакомство
с инструкционными картами, демонстрирующими процесс изготовления
11
элементов. Знакомство с различными дополнительными приспособлениями:
зубочистки, ножницы, пинцет, скрепки канцелярские, проволока, карандаш
простой, клей ПВА, калька для зарисовки схем.
Практическая работа: Техника безопасности при работе с ножницами.
Разметка на листе бумаги. Нарезание полосок. Изготовление основных
элементов.
3. Основы композиции и цветоведения.
3.1 Основные законы композиции.
Теория: Знакомство с основными законами композиции:
- закон целостности,
- закон контрастов,
-закон новизны
- закон подчиненности всех средств композиции идейному замыслу.
Роль композиции для декоративного произведения.
Практическая работа: зарисовка композиций.
3.2 Основные и составные цвета
Теория: Знакомство с основными цветами: красный, желтый, синий.
Дополнительные цвета.
Практическая работа: работа с красками, смешивание основных
цветов с белым и чёрным.
3.3 Цветовой круг.
Теория: Знакомство с цветовым кругом. Знакомство с основными и
составными
цветами. Дополнительные цвета.
Практическая работа: зарисовка цветового круга.
3.4 Теплые и холодные цвета.
Теория: Знакомство с теплыми и холодными цветами. Насыщенность
цвета и его светлость. Цветовой контраст.
Практическая работа: выполнение тренировочных зарисовок.
4. Техника выполнения квиллинга
4.1 Основные элементы квиллинга – «тугая спираль».
Теория:
Правила выполнения основных элементов квиллинга из
бумаги – «тугая спираль».
Практическая работа: Техника безопасности при работе с ножницами,
клеем.
-подготовка инструментов и материалов;
12
- изготовление полосок;
- кручение « тугой спирали»
4.2 Основные элементы квиллинга – «свободная спираль». « Капля»,
«треугольник», «полумесяц».
Теория: Правила выполнения основных элементов квиллинга - ажурные
элементы.
Практическая работа:
техника выполнения свободной спирали,
техника раскручивания тугой спирали в свободную. Выполнение формы капля, треугольник, полумесяц.
4.3 Форма листик, завиток.
Теория: Правила выполнения листиков, формы листьев.
Просмотр фильма о растениях о форме листьев.
Практическая работа: выполнение листьев и завитков из полосок
бумаги
Конструирование из основных форм квиллинга – «Капля», «Полумесяц»
«Завиток» Техника безопасности при работе с ножницами, клеем.
4. 4. Форма «Прямоугольник», «Сердечко»
Теория: Правила выполнения основных элементов квиллинга - ажурные
элементы. «Прямоугольник», «Сердечко»
Практическая работа. Выполнение
элементов квиллинга
«Прямоугольник», «Сердечко».
Конструирование из основных форм квиллинга – «Капля»,
«Полумесяц»,«Завиток»,
«Прямоугольник»,
«Сердечко».
Техника
безопасности при работе с ножницами, клеем.
5. Цветочные композиции
5.1Композиция «Букет из роз»
Теория: Анализ композиции: выявление необходимых заготовок.
Правила выполнения розы из полоски бумаги. Правила оформления
композиции.
Практическая работа: разработка эскиза композиции « букет из роз»
Выполнение необходимого количества заготовок роз.
Выполнение листьев.
Составление композиции из заготовок по эскизу. Техника безопасности
при работе с ножницами, клеем.
5.2 Композиция «Виноград»
Теория:
Анализ композиции: выявление необходимых заготовок
Разработка эскиза композиции «Виноград»
13
Практическая работа:
Разработка
эскиза «Виноград» по
предложенному образцу.
Изготовление заготовок выпуклых катушек, сборка из них грозди
винограда. Изготовление листьев из бумаги.
Изготовление длинной спирали.
Составление композиции из заготовок по разработанному эскизу.
Техника безопасности при работе с ножницами, клеем.
5.3 Композиция «Тюльпаны»
Теория: Анализ композиции: выявление необходимых заготовок
Техника выполнения формы «свободная спираль» и «Цветок ландыша».
Разработка эскиза композиции «Тюльпаны»
Практическая работа: разработка эскиза композиции «Тюльпаны».
Изготовление заготовок цветов и стеблей, листьев из бумажных полосок
Составление композиции из заготовок по эскизу. Техника безопасности
при работе с ножницами, клеем.
5.4Композиция «Одуванчики»
Теория: Анализ композиции: выявление необходимых заготовок.
Разработка эскиза композиции «Одуванчики»
Правила выполнения цветов приемом закручивания нарезанных полосок,
стеблей и листьев из бумаги
Практическая работа: изготовление цветов приемом закручивания
нарезанных полосок, стеблей и листьев из бумаги.
Составление композиции из заготовокпо эскизу. Техника безопасности
при работе с ножницами, клеем.
5.5 Композиция «Дерево счастья»
Теория: Анализ композиции: выявление необходимых заготовок
Разработка эскиза композиции «Дерево счастья»
Практическая работа: изготовление цветов приемом закручивания
нарезанных полосок, стеблей и листьев из бумаги.
Изготовление заготовок кроны дерева, ствола, горшочка
Составление композиции из заготовок по эскизу разработка эскиза
композиции. Техника безопасности при работе с ножницами, клеем.
5.6 Композиция «Подсолнухи»
Теория: Анализ композиции: выявление необходимых заготовок
Техника выполнения формы «свободная спираль» и «Капля».
Разработка эскиза композиции «Подсолнухи».
Практическая работа: изготовление заготовок лепестков цветов,
стеблей и листьев.
14
Сборка цветов из заготовок лепестков.
Составление композиции из заготовок. Техника безопасности при
работе с ножницами клеем.
6. Итоговое занятие.
Теория: Проводится в форме итоговой выставки. Работы детьми
оформляются самостоятельно. Лучшие работы принимают участие во
внутренних выставках школы, в конкурсах декоративно-прикладного
искусства различного уровня.
Практическая работа: Игровая деятельность.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Второй год обучения.
Вводное занятие
Теория: Знакомство с тематикой работы объединения. Постановка целей
и задач объединения «Искусство Квиллинга». Демонстрация изделий,
фотоматериалов. Обзор тематической литературы. Инструктаж по технике
безопасности. Правила поведения на дороге. Соблюдение
техники
безопасности на занятиях. План работы на год.
Практическая работа: Игры на знакомство
1. История квиллинга
1.1. История возникновения квиллинга.
Теория:
Знакомство с историей возникновения квиллинга.
Использование этого вида искусства в жизни человека.
Материалы и
инструменты, требуемые для занятия. Техника безопасности при работе с
ножницами
Просмотр фотоматериалов.
Практическая работа: Вырезание полосок для квиллинга.
1.2 Посещение выставки.
Знакомство с лучшими работами учащихся школы и педагога.
Практическая работа: Мастер-класс открытка в технике «Квиллинг»
2. Материаловедение
Теория: История возникновения бумаги. Виды и свойства бумаги.
Знакомство с видами бумаги и её основными свойствами, с
инструментами для обработки.
Просмотр презентации «Основы квиллинга».
15
Знакомство с различными дополнительными приспособлениями:
зубочистки, ножницы, пинцет, скрепки канцелярские, проволока, карандаш
простой, клей ПВА, калька для зарисовки схем.
История возникновения бумаги. Виды и свойства бумаги.
Бумага тонированная, цветная, серпантин.
Практическая работа: Техника безопасности при работе с ножницами.
Вырезание полосок для квиллинга. Разметка бумаги. Вырезание полосок для
квиллинга. Понятие «контур». Экономия материала и бережное отношение к
инструментам и приспособлениям. Показ основных приёмов работы.
3. Основы композиции и цветоведения
3.1 Основные законы композиции.
Теория: Знакомство с основными законами композиции:
- закон целостности,
- закон контрастов,
-закон новизны
- закон подчиненности всех средств композиции идейному замыслу.
Роль композиции для декоративного произведения.
Практическая работа: зарисовка композиций.
3.2 Хроматические и ахроматические цвета.
Теория: Знакомство с хроматическими и ахроматическими цветами.
Практическая работа: зарисовка композиций.
3.3Гармоничное сочетание цветов.
Теория: Знакомство с гармоничными сочетаниями цветов.
Практическая работа: зарисовка композиций.
4. Техника выполнения квиллинга
4.1 Основные элементы квиллинга – «тугая спираль».
Теория: Правила выполнения основных элементов квиллинга из бумаги
– «тугая спираль».
Практическая работа: Техника безопасности при работе с ножницами,
клеем.
-подготовка инструментов и материалов;
- изготовление полосок;
- кручение « тугой спирали»
4.2 Основные элементы квиллинга – – «Свободная спираль». « Капля»,
«треугольник», «полумесяц».
Теория: Правила выполнения основных элементов квиллинга - ажурные
элементы.
16
Практическая работа:
техника выполнения свободной спирали,
техника раскручивания тугой спирали в свободную. Выполнение формыкапля, треугольник, полумесяц.
4.3 Форма листик, завиток.
Теория: Правила выполнения листиков, формы листьев.
Просмотр фильма о растениях о форме листьев.
Практическая работа: выполнение листьев и завитков из полосок
бумаги
Конструирование из основных форм квиллинга – «Капля», «Полумесяц»
«Завиток» Техника безопасности при работе с ножницами, клеем.
4. 4. Форма «Прямоугольник», «Сердечко»
Теория: Правила выполнения основных элементов квиллинга - ажурные
элементы. «Прямоугольник», «Сердечко»
Практическая
работа.
Выполнение
элементов
квиллинга
«Прямоугольник», «Сердечко».
Конструирование из основных форм квиллинга – «Капля», «Полумесяц»,
«Завиток», «Прямоугольник», «Сердечко». Техника безопасности при работе с
ножницами и клеем.
Практическая работа: выполнение листьев из листа бумаги
5. Цветочные композиции
5.1Композиция «Сиреневые цветы»
Теория:
Анализ композиции: выявление необходимых заготовок.
Правила выполнения
цветов из полоски бумаги. Правила оформления
композиции.
Практическая работа: разработка эскиза композиции «Сиреневые
цветы»
Изготовление заготовок цветов и листьев
Составление композиции из заготовок по эскизу. Техника безопасности
при работе с ножницами и клеем.
5.2 Композиция «Ромашки с бабочкой»
Теория: Анализ композиции: выявление необходимых заготовок
Разработка эскиза «Ромашка с бабочкой» по предложенному образцу.
Практическая работа: изготовление заготовок катушек, сборка из них
цветка ромашки.Изготовление листьев из бумаги.
Изготовление заготовок бабочки. Сборка бабочки по эскизу.
Составление композиции из заготовокпо разработанному эскизу.
Техника безопасности при работе с ножницами и клеем.
17
5.3 Композиция «Пасхальное яйцо»
Теория: Анализ композиции: выявление необходимых заготовок
Разработка эскиза композиции «Пасхальное яйцо».
Практическая работа: изготовление заготовок пасхального яйца.
Изготовление заготовок цветов и стеблей, листьев из бумажных полосок
Составление композиции из заготовокпо эскизу. Техника безопасности
при работе с ножницами и клеем.
5.4 Композиция «Хризантемы»
Теория: Анализ композиции: выявление необходимых заготовок.
Разработка эскиза композиции
Практическая работа: изготовление цветов приемом закручивания
нарезанных полосок, стеблей и листьев из бумаги.
Составление композиции из заготовок по эскизу. Техника безопасности
при работе с ножницами и клеем.
6. Проектная деятельность.
6.1 Авторская композиция.
Теория: Разработка авторской композиции в цвете
Анализ композиции: выявление необходимых заготовок. Разработка
эскиза композиции.
Практическая работа: Изготовление заготовок цветов и листьев.
Техника безопасности при работе с ножницами и клеем.
6.2 Изготовление необходимых деталей
Теория: Знакомство с предметом композиции,
Практическая работа: изготовление заготовок
цветов и листьев.
Техника безопасности при работе с ножницами и клеем.
6.3 Составление авторской композиции
Теория: Законы композиции
Практическая работа: составление композиции из заготовок по эскизу.
6.4 Защита проекта
Теория: Правила защиты проекта
Практическая работа: публичное выступление и представление своего
проектного изделия
Итоговое занятие.
Теория: Проводится в форме итоговой выставки. Работы детьми
оформляются самостоятельно. Лучшие работы принимают участие во
внутренних выставках ЦДТ, в конкурсах декоративно-прикладного искусства
различного уровня.
Практическая работа: игровая деятельность.
18
Планируемые результаты
Освоение детьми программы
по художественно-эстетическому
направлению «Квиллинг» направлено на достижение комплекса результатов в
соответствии с требованиями федерального государственного образовательного
стандарта. Программа обеспечивает достижение обучающихся следующих
личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- учебно – познавательный интерес к декоративно – прикладному
творчеству, в частности к квиллингу;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с
мультикультурной картиной современного мира;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении
практических творческих работ;
- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности
деятельности;
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных
качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное
отношение к
делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим,
уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений, ориентаций на
искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной
художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и
самоопределение личности на эстетическом уровне;
- эмоционально – ценностного отношения к искусству и к жизни,
осознавать систему общечеловеческих ценностей.
Метапредметными
результатами
изучения
курса
являются
формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные универсальные учебные действия:
- выбирать художественные материалы, средства художественной
выразительности для создания творческих работ. Решать художественные
задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах
действий;
- планировать свои действия;
19
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой
деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
- овладевать навыками работы с разнообразными материалами и навыкам
создания образов посредством техники Квиллинг;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на
основе оценки и характере сделанных ошибок.
Обучающиеся получат возможность научиться:
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по
результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного
внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения
действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его
реализации, так и в конце действия.
- пользоваться средствами выразительности языка
декоративно –
прикладного искусства, художественного конструирования ;
- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации
известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного
творчества.
-осуществлять поиск информации с использованием литературы и
средств массовой информации;
-отбирать
и
выстраивать
оптимальную
технологическую
последовательность реализации собственного или предложенного замысла;
Познавательные универсальные учебные действия:
- различать изученные формы квиллинга;
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в
художественном творчестве;
- осваивать особенности художественно – выразительных средств,
материалов и техник, применяемых в технике Квиллинг
- развивать художественный вкус как способность чувствовать и
воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
- научатся художественно – образному, эстетическому типу мышления,
формированию целостного восприятия мира;
- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою
точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного
декоративно – прикладного искусства;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
20
-получат первоначальный опыт осуществления совместной продуктивной
деятельности;
- научатся сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и
уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
- научатся формировать собственное мнение и позицию.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной
позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную
позицию;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной
деятельности и сотрудничества с партнером;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей
деятельности;
В результате занятий декоративным творчеством
у обучающихся
должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое,
аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.
Предметные результаты:
- Получение первоначальных представлений о созидательном и
нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий
и важности правильного выбора профессии.
- Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как
продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
- Приобретение
навыков
самообслуживания;
овладение
технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил
техники безопасности.
- Использование приобретенных знаний и умений для творческого
решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских
(дизайнерских), технологических и организационных задач.
- Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной
и информационной среды и умений применять их для выполнения учебнопознавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
21
Комплекс
организационно-педагогических
и
аттестационных
условий.
Формы аттестации
1)
подготовка и проведение выставок работ участников кружка;
2)
отбор работ для портфолио учащихся;
3)
участие в конкурсах разного уровня;
4)
творческий отчёт руководителя.
Оценочные материалы
Вводная диагностика уровня знаний по теме данной программы.
Итоговое тестирование по теме «Квиллинг»
Учебно - методическое обеспечение программы
Техника выполнения изделий декоративно прикладного искусства
располагает большими возможностями. Работы по изготовлению изделий в
технике «Квиллинг» способствуют развитию глазомера, чувства формы,
соотношения частей и целого, пониманию цвета и его преобразования,
воспитывают аккуратность, терпеливость, помогают выражению собственной
фантазии и т.д. Работа над изделиями способствует приобретению умений
действовать специальной иглой, ножницами, пинцетом выбирать нужные
материалы, создавать интересные изделия и т.п. Дети рано начинают
воспринимать окружающее, но чтобы они могли оценить увиденное, отличить
действительно красивое от пестроты и пошлости, этому необходимо учить, и
чем раньше, тем лучше. Привитие детям художественного вкуса начинается
еще в дошкольных учреждениях. В школе эта работа должна целенаправленно
продолжаться.
Особенности реализации содержания программы
Программа ориентирована на целостное освоение материала: ребёнок
эмоционально и чувственно обогащается, приобретает различные навыки.
Программа способствует развитию художественного вкуса и творческих
способностей обучающихся, активизирует их воображение и фантазию,
созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей,
совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда. Обучающиеся
учатся аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал,
содержать в порядке рабочее место. Работа с детьми требует индивидуального
подхода, учета интересов ребенка. Значительную роль в процессе реализации
программы играет импровизация по ходу занятия, что требует от педагога
хорошей технологической подготовки.
22
1. Знакомство с техникой «Квиллинг»:
творческое моделирование
2. Закрепление изученного материала
Закрепление знаний обучающихся в основном опирается на практику, тем
самым развиваются мышление, воображение, фантазия, дети изображают,
иллюстрируют, открывая для себя что-то новое, интересное.
3. Обобщение материала
Для выявления знаний, полученных на занятиях, используются такие
формы контроля как: рисунки, композиции, аппликации, загадки, поговорки.
На занятиях также проводятся просмотры-зачеты, где каждый может
показать то, что он уже знает, как усвоил материал. Некоторые занятия
отведены для анализа в виде выставочных работ, в ходе которого дается
возможность детям высказать свое мнение, выслушать других. Это очень
помогает для проведения следующей выставки, выполнения общей работы.
4. Результат
Занятия квиллингом способствуют развитию мелкой моторики руки и
зрительно-двигательной координации обучающихся (пальчиковая зарядка,
игровые, графические упражнения и др.).
Для формирования и развития навыков творческой работы обучающихся
программой предусмотрены следующие основные группы методов: мотивации,
организации, контроля и оценки.
Мотивации обучению способствуют:
познавательные
игры,
дискуссии,
методы
эмоционального
стимулирования, творческие задания;
предъявление диагностических целей, поощрения, порицания.
Организация обучения осуществляется с помощью следующих методов:
словесные, наглядные, практические;
информационно-рецептивные, инструктивно-продуктивные, проблемные,
поисковые;
работа под руководством педагога, самостоятельная работа.
Для контроля (оценки) подведения итогов реализации дополнительной
образовательной программы используются следующие формы:
• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок работ учащихся:
– в классе,
– в школе
• Участие в муниципальных выставках декоративно-прикладного
искусства.
23
•Защита проектов.
• Творческий отчет руководителя кружка.
•Проведение мастер-классов.
Учитывая специфику декоративно-прикладной деятельности, большая
часть учебно-воспитательного процесса проходит в рамках комбинированного
занятия, где 75% учебного времени отводится на практическую работу детей.
Особое внимание уделяется практическим заданиям, которые могут
выполняться индивидуально или в группах, а так же могут быть включены в
структуру занятия или осуществляться во внеурочное время.
Проведение нетрадиционных занятий и внеклассных мероприятий –
экскурсий, игр, праздников, конкурсов, выставок и др. предполагает включение
детей в активную учебно-познавательную деятельность, позволяет повысить
мотивацию к деятельности, способствует самореализации обучающихся. Такие
типы занятий, как правило, проводятся в рамках внеклассных мероприятий или
по завершению изучения того или иного раздела программы.
Контроль и оценка планируемых результатов.
Первый
год обучения – занятия
художественным творчеством,
приобретение начальных представлений о материальной культуре как продукте
творческой, предметно-преобразующей деятельности человека, о предметном
мире как основной среде обитания современного человека, о гармоничной
взаимосвязи предметного мира с миром природы, об отражении в предметах
материальной среды нравственно-эстетического и социально-исторического
опыта человечества; о ценности предшествующих культур и необходимости
бережного отношения к ним в целях сохранения и развития культурных
традиций; начальных знаний и представлений о наиболее важных правилах
дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов
материальной культуры; общего представления о мире профессий, их
социальном значении, истории возникновения и применения различных
материалов и инструментов, об использовании изделий в технике квиллинга в
быту.
Второй год обучения – использование приобретённых знаний и умений
для творческой самореализации при оформлении своего дома, классной
комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, участие в
художественных выставках, конкурсах декоративно-прикладного искусства.
24
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей
проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых
мероприятиях, создании портфолио:
1. Организация выставок (раскрывает для детей значимость их труда,
формирует положительные мотивы к труду):
однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
тематические - по итогом изучения разделов, тем;
итоговые – в конце года организуется выставка практических работ
обучающихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов,
родителей, гостей.
2. Выход за пределы занятий (участие в мероприятиях школы, села; в
конкурсах, фестивалях, конференциях различного уровня; размещение
интересных работ в Интернете);
3. Портфолио достижений учащихся.
При оценке
качества
выполняемых заданий осуществляется
дифференцированный подход. Сложность заданий и уровень их исполнения
зависит как от
возраста, так
и от индивидуальных особенностей и
способностей каждого ребенка. Оценка знаний обучающихся проводится
визуально во время занятий, а также во время собеседований с преподавателем.
Формой контроля усвоения учебного материала является участие детей в
выставках, конкурсах и фестивалях по декоративно-прикладному искусству
различного уровня.
25
Материально-технические условия реализации программы
Оборудование и технические средства обучения:
Стол для педагога – 1
Стул мягкий - 1
Столы ученические – 8
Стулья ученические – 16
Шкафы – 4
Доска школьная меловая – 1
Проектор – 1
Компьютер - 1
Принтер – 1
10.Колонки – 1
11.Экран-1
12. Плакаты и таблицы по технике безопасности
13.Технологические карты изготовления изделия.
Материалы и инструменты, необходимые для проведения занятий:
1.Бумажные полоски шириной 3 мм, 5мм, 7мм.
2.Полоски гофрированного картона
3.Зубочистки.
4.Пинцеты.
5.Цветной картон
6.Ножницы.
7.Клей
8.Рамки для оформления работ.
9.Карандаш,
10.Ластик.
11.Бумага для эскизов, калька.
Дидактические материалы
1. Наглядные пособия – таблицы, изготовленные преподавателем:
«Цветовой круг. Смешивание цветов»;
«Основные элементы квиллинга»;
«Розовый букет»;
«Виноград»
«Тюльпаны»
«Одуванчики»
26
«Дерево счастья»
«Подсолнухи»
«Сиреневые цветы»
«Ромашка с бабочкой»
«Пасхальное яйцо»
«Хризантемы»
2. Работы преподавателя
Презентации:
1. История появления бумаги и картона.
2. История возникновения квиллинга.
3. Основные законы композиции.
4. Цветовой круг.
5. Теплые и холодные цвета.
6. Основные элементы квиллинга: плотная катушка.
7. Основные элементы квиллинга: капля.
8. Ажурные элементы квиллинга.
27
Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы
1.Техника работы с бумагой: большая энциклопедия/ Анна Зайцева.М.:Эксмо,2010-192с.:ил.-(Большая энциклопедия по рукоделию)
2.Квиллинг / Е.А. Крылова.- М.: Астрель, 2012-34с.ил.- (Для дома, для семьи)
3.Из простой бумаги мастерим как маги. Популярное пособие для родителей и
педагогов (Художники М.В.Дунин, В.Н. Куров, – Ярославль: Академия
развития,/К: Академия холдинг, 2001
4.Искусство квилинга: Магия бумажных лент/ Анна Зайцева. М.: Эксмо,2010.64.:ил.-(Азбука рукоделия)
5.Квиллинг: волшебство бумажных завитков / С. Букина, М. Букин.- Изд.6-е
Ростов н/Дону : Феникс, 2014 – 271 с. :ил. – (город мастеров)
6.Цветы в технике квиллинг / Клавдия Моргунова. М.: Эксмо,2014г.- 64 с. : ил.
– (Азбука рукоделия)
7.Забавные истории в 3D – квиллинге / Ж.Ю. Шквыря.- Ростов-н/Д: Феникс,
2012.-64 с.: ил. – (Город мастеров)
8.Богатова И.В. Квиллинг. 70 моделей и композиций из гофрированного
картона, бумажной ленты, бумажного шнура. Изд. 4-е, испр.- М.:Мартин,2014.
– 108 с.: ил.
9.Богатова И.В. Квиллинг. 25 моделей и композиций из бумажной ленты. М.:Мартин,2013. – 96 с. : ил.
10.Богатова И.В. Квиллинг. 25 моделей и композиций из гофрированного
картона. - М.:Мартин,2013. – 96 с.: ил.
11.Квилинг / Е.А. Крылова. – М.: Астрель, 2012. -32 с. : ил. – (для дома для
семьи)
12.Оригами. Базовые формы / Т.Б. Сержантова. –М.: Айрис – пресс, 2011.-160
с.: ил.+цв. Вклейка 8 с. – (Внимание: дети!)
13.Объемные фигурки животных из бумаги /А.Э. Юртакова. Л.В.Юртакова. –
М.:Эксмо; Донецк: СКИФ, 2008.- 64с.:ил. –(Азбука руководителя).
14.Квиллинг (идеи для творчества) - Режим доступа: http://www.razym.ru/12236kvilling-idei-dlya-tvorchestva.html
15.Журнал - Искусство квиллинга магия бумажных лент - Режим доступа:
http://creativann.ucoz.ru/load/kvilling_i_origami/zhurnal_iskusstvo_kvillinga_magija_bumazhnyk
h_lent/5-1-0-76
16.
Квиллинг - журнал PapelandTarjetas
- Режим доступа:
http://skyclipart.ru/handmade/kviling/5039-kvilling-zhurnal-papel-and-tarjetas.html
17.[Журнал] PAPEL - 2 номера (Квиллинг)
- Режим доступа: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2788408
18.Декоративный Квиллинг - Режим доступа: http://vipbook.info/dosug/13492Melinda-Dzhonston-Dekorative-Quilling--Dekorativni.htm
28
Приложение 1
ДИАГНОСТИКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
ПРОГРАММЫ
Первый год обучения
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
Критерии:
1. Овладение основными знаниями, умениями, навыками в технике
«Квиллинг»
Высокий уровень:
Ребенок знает и умеет выполнять все базовые формы техники
«Квиллинг»
Хорошо разбирается в технике работы с бумагой
Самостоятельно работает над созданием творческой работы.
Экономно расходует материал.
Знает законы композиции. Применяет на практике
4. Точно соблюдает правила безопасности труда и личной гигиены.
Средний уровень:
1. Ребенок знает, как выполнять действия в технике «Квиллинг» , но при
их непосредственном выполнении совершает незначительные ошибки.
2. Слабо разбирается в техник «Квиллинг» Испытывает некоторые
затруднения при создании творческой работы.
3. Не экономно расходует материал.
4. Иногда нарушает правила техники безопасности и личной гигиены
Низкий уровень:
Ребенок не может выполнить операции по заранее составленному плану.
Постоянно испытывает трудности в работе..
Не экономно расходует рабочий материал.
Не может без помощи педагога выполнить работу.
Не знает жанров изобразительного искусства.
Испытывает затруднения при создании плоскостных изображений.
2. Самостоятельность, внимание.
Высокий уровень:
Ребенок в состоянии правильно самостоятельно воспроизвести операцию,
предлагаемую педагогом.
С помощью наводящих вопросов педагога может провести анализ своих
ошибок, найти пути их устранения.
29
Ребенок способен сконцентрировать свое внимание настолько, чтобы
понимать излагаемую педагогом информацию и выполнять то, что от него
требуют, преобладает произвольное внимание.
Средний уровень:
Операция выполняется самостоятельно, но допускаются незначительные
ошибки.
С помощью педагога находит ошибки, может предложить пути их
устранения.
Преобладает произвольное внимание, усидчивость, но иногда
отвлекается.
Низкий уровень:
Операция выполняется только под постоянным руководством педагога.
Затрудняется в выявлении и исправлении своих ошибок.
Отвлекается, неусидчивый, невнимательный.
3. Развитие сенсорики (цвет, форма, размер).
Высокий уровень:
Ребенок правильно понимает пропорции, пространственное положение,
форму, цвет.
Правильно понимает , гармоничность цветовых решений.
Средний уровень:
Ребенок испытывает небольшие затруднения при соблюдении пропорций,
формы, пространственного положения.
Недостаточно четко понимает и передает зрительное равновесие форм и
цвета.
Низкий уровень:
Ребенок не может правильно (без помощи педагога) самостоятельно
воспроизвести форму, точно соблюсти пропорции.
Испытывает большие затруднения при выборе цвета.
Второй год обучения
Критерии:
1. Овладение основными знаниями, умениями, навыками в технике
«Квиллинг»
Высокий уровень:
1.Ребенок может сочетать разные по свойствам, видам и фактуре
материалы в конкретных изделиях..
2.Выполнять простые творческие работы.
30
3.Подбирать оптимальные технологические способы изготовления
деталей и изделия в целом.
4.Знает законы композиции, применяет на практике
5. Точно соблюдает правила безопасности труда и личной гигиены.
6. Может помогать в работе педагога с младшими школьниками.
Средний уровень:
1. С помощью учителя ребенок может сочетать разные по свойствам
материалы.
2. Слабо разбирается в технике «Квиллинг». Испытывает некоторые
затруднения при создании творческой работы. Нуждается в помощи.
3. Оптимальные технологические способы изготовления деталей и
изделия осуществляет под руководством учителя. Работает самостоятельно над
созданием простейших изделий..
4. Иногда нарушает правила техники безопасности и личной гигиены
Низкий уровень:
1.Ребенок выполняет операции по заранее составленному плану.
2.Не экономно расходует рабочий материал.
3.Не может без помощи педагога выполнить работу.
4.Не знает законов композиции и цветоведения
5.Испытывает затруднения при создании самостоятельной творческой
работы.
2. Самоконтроль.
Высокий уровень:
Ребенок самостоятельно планирует организацию своего рабочего места,
правильно выполняет технологические операции, в состоянии выполняет
технологические операции, в состоянии выполнить работу (изделие) по
шаблону, таблице, схеме.
Может самостоятельно выявлять ошибки.
Средний уровень:
Ребенок испытывает небольшие затруднения при организации своего
рабочего места и при выполнении технологических операций.
Может самостоятельно выявлять ошибки, но испытывает затруднение
при определении причин их возникновения.
Низкий уровень:
Совершает ошибки при организации своего рабочего места и при
выполнении технологических операций.
Затрудняется самостоятельно выявлять свои ошибки и проводить их
анализ.
31
3. Развитие сенсорики (цвет, форма, размер).
Высокий уровень:
Ребенок правильно понимает конструктивное строение, объем, форму,
цвет.
Правильно понимает гармоничность цветовых решений.
Средний уровень:
Испытывает некоторые затруднения при соблюдении пропорций.
Низкий уровень:
Ребенок не может правильно (без помощи педагога или других
обучающихся) воспроизвести форму и соблюсти при этом пропорции.
Испытывает особые затруднения при передаче равновесия форм и цвета.
32
Приложение 2
Терминологический словарь к программе «Квиллинг»
Квиллинг - это, проще говоря, бумагокручение. Или, как его еще
называют, бумажная филигрань. Его смысл состоит в том, что из скрученных
длинных бумажных полосок, которым придали некую форму, составляют
композиции.
Задача – то, что требует исполнения, разрешения. Это работа или часть
ее, выполненная определенным способом в определенный период.
Инструкция — содержащий правила, указания или руководства,
устанавливающих порядок и способ выполнения или осуществления чего-либо.
Композиция – строение, соотношение и взаимное расположение частей.
Эскиз (фр. esquisse) — предварительный набросок, фиксирующий
замысел художественного произведения, сооружения, механизма или
отдельной его части. Эскиз — быстро выполненный свободный рисунок, не
предполагаемый как готовая работа, часто состоит из множества
перекрывающих линий.
Творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не был
Панно (фр.) — 1) Произведение живописи или скульптуры (барельеф)
декоративного характера. Оно предназначается для определенного и
постоянного места в интерьере или на фасаде здания. Панно обычно служит для
украшения стен, потолка и т. д. Тесная связь с архитектурой сближает панно с
монументальной живописью. Но в отличие от последней панно пишется на
холсте, прикрепленном к подрамнику подобно обычной станковой картине.
Форма панно подчиняется форме выбранного для него места.
Картина — живописное произведение, самостоятельное по назначению
Аппликация (лат. — прикладывание) — изображение, составленное из
разноцветных кусков бумаги или ткани, приклеенных или пришитых к бумаге,
холсту и т. д.
Исследовательский проект – это проект, который предполагает
познавательный поиск учащихся, направленный на решение творческой,
исследовательской проблемы с заранее неизвестным решением.
Технологическая карта - описание процесса в виде пошаговой,
поэтапной последовательности действий (часто в графической форме) с
указанием применяемых средств.
33
Приложение 3
Общие правила техники безопасности.
1. Работу начинай только с разрешения учителя. Когда учитель
обращается к
тебе, приостанови работу. Не отвлекайся во время работы.
2. Не пользуйся инструментами, правила обращения, с которыми не
изучены.
3. Употребляй инструменты только по назначению.
4. Не работай неисправными и тупыми инструментами.
5. При работе держи инструмент так, как показал учитель.
6. Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого
месте.
7. Содержи в чистоте и порядке рабочее место.
8. Раскладывай инструменты и оборудование в указанном учителем
порядке.
9. Не разговаривай во время работы.
10.Выполняй работу внимательно, не отвлекайся посторонними делами.
Правила обращения с ножницами.
1. Пользуйся ножницами с закругленными концами. Храни ножницы в
указанном месте в определенном положении.
2. При работе внимательно следи за направлением реза.
3. Не работай тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным
креплением.
4. Не держи ножницы лезвиями вверх.
5. Не оставляй ножницы в открытом виде.
6. Не режь ножницами на ходу.
7. Не подходи к товарищу во время резания.
8. Передавай товарищу закрытые ножницы кольцами вперед.
9. Во время резания удерживай материал левой рукой так, чтобы пальцы
были в стороне от лезвий ножниц.
Правила обращения с клеем.
1. При работе с клеем нужно пользоваться специальной кисточкой.
2. Наносить клей на изделия аккуратно.
3. Иметь салфетку для вытирания лишнего клея.
34
4. При попадания клея в глаза и рот промыть чистой водой.
5. Не пачкать клеем парты, стулья, одежду.
Правила обращения с бумагой.
1. Обводить шаблоны с обратной стороны цветной бумаги, экономно
расходуя место.
2. Осторожно!!! О края бумаги можно обрезаться!
3. После работы остатки ненужной бумаги выбрасывать в мусорную
корзину.
35
Приложение 4
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РАБОТ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1. Самостоятельность в работе:
-самостоятельное выполнение работы (от выбора сюжета до исполнения);
-выполнение работы с помощью педагога.
2.Трудоемкость:
-прорисовка мелких деталей;
-выполнение сложных элементов.
3. Размер работы.
4. Цветовое решение:
-гармоничность цветовой гаммы;
-интересное, необычное цветовое решение, богатство сближенных
оттенков;
-неудачное решение, цвета теряются, сливаются.
5. Креативность:
-содержание рисунка: оригинальное, нереальное, фантастическое,
наивное, непосредственное, неожиданное;
-особенности
изображения:
сложность
в
передаче
формы,
многоплановость, узнаваемость предметов и образов, оригинальность
изображения, яркое выразительное раскрытие образа;
-композиционное
решение:
заполнение
листа,
зоркость,
наблюдательность ребенка и владение изобразительными навыками;
-работа выполнена по своему замыслу, эскизу.
6. Качество исполнения:
-изделие аккуратное, выполнено с соблюдением технологии;
-изделие содержит небольшие дефекты;
-изделие содержит грубые дефекты.
7. Оригинальность работы:
-оригинальность темы;
-использование различных техник;
-вариативность, образность.
36