Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Кировская средняя общеобразовательная школа»
Принята на заседании
педагогического совета
от «__» ___________2020 г.
Протокол №___
Утверждаю:
Директор
МОУ «Кировская СОШ»
А.Ю.Шалаева
«___»__________2020 г.
Шалаева
Анжелика
Юрьевна
Подписано цифровой
подписью: Шалаева
Анжелика Юрьевна
Дата: 2021.02.28 14:53:52
+05'00'
Дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Всё своими руками»
Возраст обучающихся: 7-10 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Хорькова Любовь Владимировна,
учитель начальных классов
с. Кировское, 2020
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена в соответствии с государственными и ведомственными
нормативными документами:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г.
№ 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
3. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г.
№ 09-3242 «О направлении рекомендаций по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ».
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций
Программа «Всё своими руками» имеет художественно-эстетическую направленность,
которая обладает целым рядом уникальных возможностей для распознания, развития
общих и творческих способностей, для обогащения внутреннего мира учащихся.
Из года в год усиливается интерес к старинным видам женского рукоделия. Это
массовое творчество, в котором народ выражал свои представления о культуре и обычаях
наших предков. Умение делать вещи своими руками приносило особое удовлетворение. В
наше время каждый ребенок стремиться быть не похожим на остальных, это проявляется в
стремлении лучше одеваться, учиться, выглядеть. Поэтому задачей педагога является
уделить внимание индивидуальным особенностям и желаниям каждого ребенка. Занятия
рукоделием помогут детям реализовать свои идеи.
Декоративно – прикладное искусство обогащает творческие стремления детей
преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу,
индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных
предметах новизну и элементы сказочности.
В работе с детьми можно организовать увлекательный процесс в мир народного
творчества.
В ходе кружковой работы обучающиеся знакомятся с основами дизайна, углубляют
знания по конструированию и моделированию. У них развивается эстетический вкус,
формируется представление о декоративно-прикладном искусстве. Дети учатся экономно
расходовать используемый в работе материал, развивают художественный вкус,
формируют профессиональные навыки, «культуру творческой личности».
Цель программы: создание условий для самореализации ребенка в творчестве,
воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей
индивидуальности.
Задачи:
Обучающие:
* знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветовидения ,
и декоративно-прикладного искусства,
*продолжать формировать образное, пространственное мышление и умение выразить
свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм,
2
* совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и
приспособлениями при обработке бумаги и других материалов,
* приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Воспитательные:
* осуществлять трудовое, эстетическое воспитание школьников,
* воспитывать в детях любовь к родной стране, своей малой Родине, ее природе и людям,
* добиваться максимальной самостоятельности детского творчества,
Развивающие:
*пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного
искусства, технической эстетики,
* формировать творческие способности, духовную культуру и эмоциональное отношение
к действительности,
* развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях,
Актуальность программы заключается в том, что сделанное собственными руками
изделие (открытку, сувенир, игрушку) не увидишь ни у кого. И даже повторив
понравившееся изделие из интернета – все равно получится индивидуальное изделие. А
сколько радости доставят родным выполненные ребенком прихватка, салфетка, цветок!
Все вещи хранят тепло детских рук, которые их создавали. Программа актуальна,
поскольку в наше время разные виды творчества и декора находятся на пике моды. И это
не удивительно. У человека всегда была потребность в создании чего- либо, то есть
творческое самовыражение. У современных людей отпала необходимость самим шить
одежду. Но, так или иначе, часто хочется придать обычным вещам индивидуальность. В
этом как раз может помочь декор или декоративно- прикладное искусство. Каждый
человек может найти себя в творчестве и начать создавать вокруг себя красоту. Каким
видом рукоделия вы бы не занимались, любой вид творчества придает сил и энергии,
помогает бороться со стрессом и сделать жизнь ярче! А задача педагога - пробудить в
ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность.
Отличительная особенность программы
Отличительной особенностью программы кружка декоративно-прикладного
творчества «Всё своими руками» является то, что работа строится на проявление интереса
у детей к декоративно-прикладному творчеству, а это зарождающее чувство любви к
родному краю, его истории, природе, труду людей. И от нас зависит, будут ли наши дети
любить свой край, понимать его, тянуться к нему, поддерживать, уважать и развивать
традиции. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий
требованиям познавательной деятельности ребёнка.
Новизна
Новизна образовательной программы основана на комплексном подходе к
подготовке учащегося «нового поколения», умеющего жить в современных условиях:
компетентного, мобильного, интеллектуально развитого, с высокой культурой общения,
через освоение различных видов декоративно-прикладного творчества.
Данная программа дает возможность не только изучить различные виды и техники
декоративно-прикладного творчества, но и применить их комплексно на предметах
одежды и в предметном дизайне. А также нацеливает детей на ознакомление с
различными профессиями (дизайнер, художник, текстильшик, конструктор – модельер,
флорист и тд.).
3
Возраст детей
Программа ориентирована на разновозрастной коллектив – на детей 7-10 лет. У
детей этого возраста хорошо развита механическая память, произвольное внимание,
наглядно-образное мышление, развиваются познавательные и коммуникативные умения и
навыки.
В группы принимаются дети с разными данными, с разным уровнем подготовки.
Группы могут быть разновозрастными. Прием детей в группы без ограничений
(достаточно склонности к этому виду творчества).
Сроки реализации образовательной программы
Программа обучения рассчитана на 1 год (подготовительный этап) – 34 часа.
Формы и режимы занятий
Учебные группы формируются в соответствии с уровнем подготовки, успеваемости
ребенка. Основная форма обучения - очная – коллективные занятия, на которых
происходит формирование у учащихся теоретических знаний и практических умений.
Учебный процесс может быть ускорен или замедлен по отдельным его направлениям.
Ритм обучения зависит от одарённости и способностей детей. В процессе занятий
сочетаются групповая и индивидуальная работы, в связи с тем, что каждый учащийся
имеет разный темп обучения и разный уровень подготовки. Таким образом, важнейшее
требование к занятиям – дифференцированный подход к обучающимся с учетом их
возрастных физических и психологических особенностей. Такая форма работы позволяет
педагогу обратить внимание на восприятие и индивидуальные особенности каждого
ребёнка, а затем на основании проведённого анализа работы, с учётом перечисленного,
строить и проводить каждое последующее занятие. В процессе реализации программы
используются коллективная и индивидуально–групповая работа.
Режим занятий
Расписание составляется из расчета- 1 занятие в неделю (1 академический час).
Количество учащихся в группах составляет 12-15 человек.
Формы подведения итогов реализации программы
Уровень знаний и умений учащихся оценивается по результатам:
участия в конкурсах; участия в выставках и массовых мероприятиях различных уровней;
презентации творческих работ.
№
п/п
1.
1.1.
2
2.1
2.2
3
3.1
УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН
Количество часов
Название раздела, темы
Всего
Теория
Практика
Вводное занятие (1час)
Вводный инструктаж и первичный
1
1
инструктаж по технике безопасности.
Картины из бумаги, тесьмы и пуговиц (4 часа)
Правила
и
последовательность
1
0,5
0,5
изготовления картин.
Аппликации
«Кораблик»,
«Ваза
с
3
0,5
2,5
цветами», «Рыбки» и др.
Плетение из газетных (журнальных) трубочек (6ч.)
История плетения в Росиии. Технология
1
0,5
0,5
4
3.2
3.3
4
4.1
4.2
4.3
5
5.1
5.2
5.3
6
6.1
6.2
6.3
7
7.1
7.2
8
8.1
8.2
изготовления трубочек из газеты.
Плетение газетных трубочек
Плетение Корзинки из газетных трубочек
Техника « Топиарий» (5ч.)
Знакомство с техникой « Топиарий».
Правила техники безопасности.
Топиарии из кофейных зерен.
Различные виды топиарий
Обереги (5 ч.)
Преданья старины. Народные поверья и
приметы. Символика оберегов. Основные
виды традиционных оберегов.
Веничек – оберег. Изготовление оберега –
веничка.
Кукла – зерновушка. Изготовление куклызерновушки
Бисероплетение (5ч.)
История бисероплетения. Материалы,
инструменты, приспособления.
Схемы. Техника безопасности
Плетение по схемам. Плетение цепочки
«Крестик»,
«Колечки»,
«Ромб»,
«Цветочки».
Составление схемы для браслета.
Плетение браслета.
Лепка из соленого теста (6 ч.)
Знакомство с соленым тестом. ТБ
Приготовление соленого теста. Работа с
соленым тестом. Сувенир
Композиция «Фрукты в корзине»
Творческая работа (3 часа)
Выбор творческой работы.
Эскизы, схемы. Составление композиции.
Подбор материалов.
Творческая работа
Итого
2
3
0,2
0,5
1,8
2,5
1
0,5
0,5
2
2
0,2
0,2
1,8
1,8
1
0,5
0,5
2
0,2
1,8
2
0,2
1,8
1
1
-
2
0.5
1.5
2
0.5
1.5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
1
0,2
0,8
2
34
0,3
8.5
1,7
25.5
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
1.Вводное занятие (1 час)
Теория:
- Вводный и первичный инструктаж по технике безопасности.
- Правила поведения в кабинете.
- Декоративно-прикладное творчество.
2.Картины из бумаги, тесьмы и пуговиц (4 часа)
5
Теория: Правила и последовательность изготовления картин.
Практика: Изготовление картин: «Кораблик», «Ваза с цветами», «Рыбки» и др.
3. Плетение из газетных (журнальных) трубочек (6 часов)
Теория: История плетения из ивового прута. Мастера и умельца нашей страны
Практика:
-Технология изготовления трубочек из газеты.
- Технология изготовления донышка корзинки
-Плетение газетных трубочек
-Плетение Корзинки из газетных трубочек
-Плетение сундучка из газетных трубочек
4. Техника « Топиарий» ( 5 часов)
Теория: Знакомство с техникой « Топиарий». Правила техники безопасности при работе с
иголкой, ножницами. Понятие об орнаменте, цвете, композиции. Роль цветовой
насыщенности в оформлении.
Нанесение рисунка способом прокалывания с листа. Техника закрепления нитей.
Практика:
-оформление простых композиций,
-основы композиции, цвет как средство выразительности,
-топинарии из кофейных зерен.
5. Обереги (5 часов)
Теория:
- Преданья старины.
- Народные поверья и приметы.
- Символика оберегов.
Практика:
Изготовление оберегов: «Веничек - оберег», «Кукла –зерновушка», «Домовёнок».
Работа выполняется по следующим этапам:
- Подборка материалов для изготовления оберегов.
- Изготовление оберега.
1 уровень – обучающиеся работают под руководством педагога. При затруднении
оказывается практическая помощь при изготовлении оберега
2 уровень – самостоятельная работа по технологическим картам. Помощь педагога на
отдельных этапах.
6. Бисероплетение (5 часов)
Теория:
- История бисероплетения.
- Материалы, инструменты, приспособления.
- Схемы.
Практика:
- Плетение по схемам.
- Плетение цепочки «Крестик», «Колечки», «Ромб», «Цветочки».
- Составление схемы для браслета. Плетение браслета.
- Оформление цветка.
1 уровень – используют бисер 1-2 цветов, плетение по схеме при помощи педагога.
6
2 уровень – используют бисер нескольких цветов, самостоятельно разрабатывают схему и
плетут.
7. Лепка из соленого теста (6 часов)
Теория:
Знакомство с соленым тестом. История. Техника безопасности.
Практика:
Приготовление соленого теста. Работа с соленым тестом.
Изготовление сувенира из теста
Композиция «Фрукты в корзине»
8.Творческая работа (3 часа)
Теория:
- Выбор творческой работы.
- Обоснование творческой работы.
- Эскизы, схемы.
- Подбор материалов.
Практика :
Учащиеся выбирают одно из направлений и выполняют изделие.
1 уровень – оказывается консультационная помощь педагога.
2 уровень – самостоятельная работа.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
формирование и развитие художественного вкуса, интереса к художественному
искусству и творческой деятельности;
формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину,
российский народ и его историю, осознание своей национальной принадлежности в
процессе изготовления художественных произведений;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций,
формирование уважительного отношения к истории и культуре разных народов на
основе знакомства с национальным творчеством разных стран и эпох;
формирование
представлений
о
нравственных
нормах,
развитие
доброжелательности и эмоциональной отзывчивости;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
формирование мотивации к художественному творчеству, целеустремлённости и
настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности
художественно-творческой деятельности учащихся.
Универсальные учебные действия
Познавательные:
Учащиеся научатся:
сознательно усваивать сложную информацию абстрактного характера и
использовать её для решения разнообразных учебных и поисково-творческих
задач;
находить необходимую для выполнения работы информацию в различных
источниках; анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий,
простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели);
7
сравнивать, характеризовать и оценивать возможности её использования в
собственной деятельности;
анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их
форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;
выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной
форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;
использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной
или материализованной форме;
выполнять символические действия моделирования и преобразования модели.
Учащиеся получат возможность:
научиться реализовывать собственные творческие замыслы, подготавливая
инсценировки и выступая перед зрителями;
удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, интеллектуально
обогащающей личность, расширяющей и углубляющей знания о данной
предметной области.
Регулятивные:
Учащиеся научатся:
планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с
поставленной целью, устанавливая причинно-следственные связи между
выполняемыми действиями и их результатом и прогнозировать действия,
необходимые для получения планируемых результатов;
осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку
хода практической работы;
самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера
выполняемой работы.
Учащиеся получат возможность:
формулировать задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов
достижения результата в процессе совместной деятельности;
действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха, за счёт умения
осуществлять поиск с учётом имеющихся условий.
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
организовывать совместную работу в паре или группе: распределять роли,
осуществлять деловое сотрудничество и взаимопомощь;
формулировать собственное мнение и варианты решения, аргументировано их
излагать, выслушивать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации
собственной деятельности и совместной работы;
проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и
результатам их работы, комментировать и оценивать их достижения в
доброжелательной форме, высказывать им свои предложения и пожелания.
Учащиеся получат возможность: совершенствовать свои коммуникативные умения и
навыки, опираясь на приобретённый опыт в ходе занятий.
Предметные:
В результате обучения по данной программе учащиеся:
8
научатся различным приемам работы с бумагой, природным материалом.
научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
будут создавать композиции с изделиями;
разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую
моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и
фантазию;
овладеют навыками культуры труда;
улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в
коллективе.
получат знания о месте и роли декоративно - прикладного искусства в жизни
человека;
узнают о народных промыслах.
4. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И АТТЕСТАЦИОННЫХ
УСЛОВИЙ
Форма аттестации
Контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает оперативное управление
учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и
корректирующую функции. Разнообразные формы контроля успеваемости учащихся
позволяют объективно оценить успешность и качество образовательного процесс.
Механизм оценки получаемых результатов
Для оценки результативности учебных занятий применяется входной, текущий и
итоговый контроль.
Входной контроль – диагностика начального уровня знаний, умений, навыков. Для этой
диагностики используется метод анкетирования, собеседования.
Текущий контроль применяется для оценки качества усвоения материала через
собеседование, творческую работу (как особую форму учебно-воспитательного процесса),
практическое выполнение изделий.
Итоговый контроль –
- тестовые задания, итоговые выставки работ учащихся на школьном уровне;
- участие в конкурсах муниципального, окружного и международного уровней.
Критерии оценки
Критерии оценки качества подготовки учащегося позволяют определить уровень
освоения материала, предусмотренного учебной программой. Основным критерием
оценок
учащегося,
осваивающего
общеразвивающую
программу,
является
художественная выразительность, владение техническими приемами.
При оценивании учащегося, осваивающегося общеразвивающую программу, следует
учитывать:
формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, к занятиям ДПИ;
овладение практическими умениями и навыками в различных видах деятельности;
степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.
Мониторинг достижения планируемых результатов освоения программы
Мониторинг уровня развития художественных способностей у детей (диагностика)
проводится два раза в год – в начале и конце учебного года.
9
Задача
Научить различным
приемам работы с
бумагой,
природным
материалом.
Критерий
Показатель
Владеет
Степень владения
различными
различными
приемам работы с приёмами работы с
бумагой,
бумагой,
природный
природным
материалом.
материалом.
3б – хорошо
владеет
техниками;
2б- слабо владеет
техниками;
1б-не владеет
техниками
Умеет следовать
Степень освоения
устным
знаний о цветах
инструкциям,
спектра и их
читать и
оттенках, основных
зарисовывать схемы геометрических
изделий
фигурах.
3б – хорошо знает;
2б- слабо знает;
1б-незнает
Уровень развития
Степень развитости
мелкой моторики
мелкой моторики
рук.
рук.
3б – хорошо
развита;
2б- слабо развита;
1б-не развита
Метод
Наблюдение,
конкурс,
тестирование
Развивать
творчество и
фантазию,
наблюдательность,
воображение,
ассоциативное
мышление и
любознательность.
Уровень развития
творчества и
фантазии,
наблюдательности,
воображения,
ассоциативного
мышления и
любознательности.
Выставки, конкурс
Сформировать
художественный
вкус и чувство
гармонии
Уровень
сформированости
художественного
вкуса и чувства
гармонии.
Научить следовать
устным
инструкциям,
читать и
зарисовывать схемы
изделий
Развивать мелкую
моторику рук.
Степень развития
творчества и
фантазии,
наблюдательности,
воображения,
ассоциативного
мышления и
любознательности.
3б – хорошо
развито;
2б- слабо развито;
1б-не развито
Степень
сформированости
художественного
вкуса и чувства
гармонии.
3б – хорошо
сформирован;
2б- слабо
сформирован;
Тестирование,
беседа
Наблюдение
Наблюдение,
выставки, конкурс
10
1б-не сформировано
Сформировать
навыки
самостоятельности
Уровень
сформированости
навыков
самостоятельности.
Степень
сформированости
навыков
самостоятельности.
3б – хорошо
сформированы;
2б- слабо
сформированы;
1б-не
сформированы
Наблюдение,
выставки, конкурс
Высокий уровень (15-18б) - обучающийся хорошо освоил различные приемы работы с
бумагой, природным материалом.
У ребѐнка хорошо развита мелкая моторика рук.
У ребѐнка хорошо развита фантазия, наблюдательность, воображение, ассоциативное
мышление и любознательность.
Сформировались художественный вкус и чувство гармонии. Владеет навыками
самостоятельности.
Средний уровень(11-14б) - обучающийся слабо освоил различные приемы работы с
бумагой, природным материалом.У ребѐнка слабо развита мелкая моторика рук.
У ребѐнка слабо развита фантазия, наблюдательность, воображение, ассоциативное
мышление и любознательность. Слабо сформировались художественный вкус и чувство
гармонии, навыки самостоятельности.
Низкий уровень(7-10б) – обучающийся не освоил различные приемы работы с бумагой,
природным материалом. У ребѐнка не развита мелкая моторика рук. У ребѐнка не развита
фантазия,
наблюдательность,
воображение,
ассоциативное
мышление
и
любознательность. Не сформировались художественный вкус и чувство гармонии. Не
владеет навыками самостоятельности.
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение дополнительной образовательной программы
связано с наличием следующих средств, предметов, инструментов:
• учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и
оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и
учащихся, школьной (магнитной) доской; шкафы и стеллажи для хранения учебной
литературы и наглядных пособий, доска для демонстрации наглядных пособий,
компьютер, проектор.
Материалы:
-бумага, бумага цветная, скрап-бумага, гофрированная бумага, картон, салфетки, джут,
декоративная салфетка
-лоскутики ткани
-цветочный горшок,
-игла швейная, ножницы, клей.
Инструменты и приспособления:
- булавки, крючки, иголки, катушки;
- шило, ножницы, плоскогубцы, круглогубцы, кусачки, кольца, шаблоны;
11
- линейки, карандаши, клей ПВА.
Информационно-методическое обеспечение
Организационно-технические условия: кабинет, оснащенный столами, стульями, шкафами
для демонстрации выполненных работ, уголком техники безопасности.
Оборудование:
1. Шерстяные нитки разных цветов
2. Атласные ленты
3. Картон
4. Бумага цветная
5. Ножницы, клей(ПВА-М)
6. Картон цветной, белый
7. Гофрированная бумага
8. Декоративная салфетка
9. Цветочный горшок
10. Салфетки
11. Игла швейная
12. Поролон
13. Краски
14. Лоскутики материала
15. Пенопласт
16. Дидактический материал: иллюстрации, инструкции, схемы выполнения изделий.
Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятий:
Используются как традиционные, так и нетрадиционные методы:
•
словесные (рассказ, беседа, описание);
•
наглядные (готовые изделия, иллюстрации, эскизы);
•
практические (работа по образцу, инструкции, творческая работа)
•
проблемно-поисковые (подбор цветового сочетания, композиционного решения)
•
стимулирования деятельности (одобрение, похвала);
•
коллективного творчества (совместное обсуждение авторской работы).
Дополнительные формы учебно-воспитательного процесса:
•
экскурсии;
•
конкурсы;
•
встречи с интересными людьми.
Формы проведения занятий:
- просмотр и обсуждение видеоматериалов, выставок;
- участие в мини-выставках и итоговой выставке;
конкурсы, познавательные игры, викторины, практическое занятие, мастер-класс и т.д.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА
1. А.Э. Шептуля. Обереги своими руками: укрась и защити свой дом-М.: Эксмо,2007. 64с.: ил.
2. О.Я. Воробьёва. Декоративно – прикладное творчество. 5 – 9 классы: Традиционные
народные куклы. Керамика. – Волгоград «Учитель», 2009. – 140 с.:ил.
4. В.Н. Банников. Декокоративно – прикладное искусство в системе дополнительного
образования (програмно – методическое пособие). - Ханты – Мансийск, 2004. -116 с. с ил.
12
5. Ф.С. Бондаренко, А.Н. Сидаш. Куклы и игрушки Агана – Нижневартовск, 2003.- 36 с. с
ил.
6. Л.М. Аполозова. Бисероплетение. – М.: Культура и традиция, 1997. -112 с. ил.
7. Л.М. Аполозова. Украшения из бисера. – М.: Культура и традиция, 1999. -152 с. ил.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1. М.М. Калинич, Л.М. Павловская, В.П. Савиных. Рукоделие для детей. – Мн.: Полымя,
1998. - 201 с. ил.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
1.Ю. А Майорова “Поделки из солёного теста и пластилина” 2011г.
2.Е.А. Немешаева “Зернышко к зернышку”Москва 2011 г.
13