Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Кировская средняя общеобразовательная школа»
Шалаева
Анжелика
Юрьевна
Протокол №___ Утверждаю:
Подписано цифровой
подписью: Шалаева
Анжелика Юрьевна
Дата: 2021.02.28 17:59:18
+05'00'
Директор МОУ «Кировской СОШ»
А.Ю.Шалаева
«___»__________2020 г.
Дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Гитара»
Возраст обучающихся: 10-18 лет
Срок реализации: 6 лет
Автор-составитель:
Томилов Игорь Геннадьевич,
педагог дополнительного образования
с. Кировское, 2020
1
Пояснительная записка
Программа «Гитара» является модифицированной и имеет художественную
направленность.
Она
разработана
с
учетом
приложения
к
письму
Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки
детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. N06-1844 «Примерные
требования
к
программам
дополнительного
образования
детей»
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 04.07.2014г. № 41 «О введении в действие СанПиН 2.4.4.317214 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей»
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
История музыкального инструмента – гитары уходит в далекое
прошлое. Многие народы от Индии до Испании считают ее своим народным
инструментом. Самое яркое развитие она получила в Испании. Стиль
шестиструнной испанской гитары, имеющий большие гармонические
возможности, был признан классическим и вошел с 19 века в программу всех
учебных заведений, как инструмент, обладающий большими техническими
возможностями. Гитара – один из самых распространенных струннощипковых
музыкальных
инструментов.
Разнообразие
музыкально-
выразительных возможностей гитары позволяет использовать ее в качестве
аккомпанемента в романсах и песнях, а также включать ее в состав оркестров
и ансамблей разных жанров (симфонических, русских народных, цыганских
и ансамблей рок-музыки).
Игра на гитаре распространена в самых широких слоях населения и
профессиональной сцене. В процессе обучения происходит раскрытие
индивидуальности учащегося, развитие его музыкального вкуса, творческих
способностей, технического и исполнительского мастерства.
Обучение по данной программе дает возможность комплексного
одновременного
изучения
целого
ряда
музыкальных
дисциплин:
2
практическое обучение игре на гитаре, пение, изучение музыкальной
грамоты.
Возможность
комплексного
обучения
приводит
к
более
эффективному результату.
Систематические занятия дают возможность развития тембрального
слуха, получение навыков ансамблевой игры с педагогом. В музыкальной
педагогике последних лет все больше внимания уделяется воспитанию
личности в ансамблевом исполнительстве. Занятия в ансамбле способствуют
развитию у учащихся образного мышления, ритмики, музыкального слуха,
памяти и воображения. Преимущества ансамблевого исполнительства на
гитаре очевидны: относительно невысокая стоимость инструмента, быстрые
темпы освоения навыков игры в сочетании с широкими художественно исполнительскими возможностями.
Обучение игре на гитаре способствует развитию мелкой моторики, что
ведет к равномерному развитию обеих полушарий головного мозга. Это
позволяет полнее раскрыть возможности детей и подростков в других
областях знаний. Раздельность функций рук способствует развитию
координации движений, развивает способность детей видеть, решать
одновременно несколько задач (чтение с листа), способствует развитию
абстрактного мышления. Исследования последнего десятилетия показали,
что занятия музыкой способствуют гармонизации физического здоровья
детей и подростков, повышению их интеллекта, памяти, развитию
творчества, воли, аналитических способностей, способности к саморазвитию.
Одним из первых у родителей будущего музыканта возникает вопрос
об оптимальном возрасте для начала занятий игрой на гитаре. Специалисты
высказывают диаметрально противоположные мнения: некоторые называют
возраст 3-4 года, другие настаивают на более осознанном возрасте 9-10 лет.
Педагоги считают, что начинать обучение игре на гитаре можно с
любого возраста. Но важно учитывать, что каждый возраст имеет свои
особенности. Учитывая эти возможности, успехов в обучении ребенка игре
на гитаре можно достичь в любом возрасте.
3
Традиционно считают, что в юном возрасте процесс обучения музыке
идет значительно медленнее, чем в старшем возрасте. Но именно юные годы
очень важны для определения вкусов и желаний человека в будущем.
Самое важно для педагога – это избегать любого давления на ученика.
Занятия музыкой – это в первую очередь развитие эмоциональной сферы.
Именно "мягкий" подход педагога к обучению, концентрация внимания
ребенка на предмете, серьезное отношения к занятиям обычно и дают
положительный результат обучения.
Отличительные особенности
Программа
«Гитара»
создана
на
основе
дополнительной
общеобразовательной программы «Удивительный мир гитары» педагога
дополнительного образования Тиуновой С.В. (МОУ ДОД «Дом детского
творчества», с. Карагай, Пермского края, 2009 г.) и направлена на воспитание
и развитие творческих способностей детей. Творчество – генеральная
установка, которая охватывает все стороны учебного процесса. Наиболее
полно оно может быть реализовано при тонком, гибком, доверительном
обучении учащегося его педагогом. Истинное мастерство музыканта –
педагога заключается в умении раскрыть лучшие задатки своих учеников,
присущие им склонности и развитие интереса к обучению игре на
инструменте посредством развития творческих способностей учащихся.
Проблема развития творческих способностей учащихся остаётся одной
из важных в музыкальной педагогике нашего времени. Необходим новый
подход к музыкальному обучению, в основе которого лежит развитие
творческих способностей детей. Обучение должно быть нацелено на
воспитание творчески-мыслящих учеников и, по возможности, быть более
творческим. Посредством своего собственного творчества юный музыкант
приобщается к музыке, учится восприятию красоты, и у него воспитывается
интерес к дальнейшему обучению игры на инструменте.
Музыкальное обучение для всех без исключения и разделения на
сильных
и
слабых
учеников,
должно
быть
развивающим
до
тех
4
возможностей, на которые способен каждый ученик. Данная программа
призвана предоставить условия для того, чтобы музыкальное воспитание
получил не только одарённый, но и «средний» ученик; каждый из них может
стать настоящим любителем музыки – активным слушателем, участником
домашнего музицирования или музыкальной самодеятельности.
Это является желанной целью в сегодняшнем обучении игре на любом
инструменте. Дети и подростки учатся выражать свои мысли, чувства
посредством музыки – музицировать, а это возможно только через
приобщение
их
к
творческому
процессу,
к
творчески
свободному
самовыражению.
Обучение
по программе
дает возможность учащемуся
быстро
достигнуть успеха, а значит вселить чувство уверенности в своих
возможностях. Уже к концу первого года обучения учащиеся начинают
сочинять небольшие песенки на несложный стихотворный текст, досочиняют
начало или окончание лёгкой мелодии, исполняют в ансамбле собственные
небольшие произведения, принимают активное участие в концертах. В
процессе импровизации на основе усвоенного материала прививаются
навыки подбора по слуху и транспонирования, которые в дальнейшем
помогают ребятам в обработке народных и популярных эстрадных мелодий,
песен, танцев.
Успех работы по данной программе определяется также качеством
репертуара, который способствует воспитанию у учащихся хорошего вкуса,
стимулировать интерес к искусству. При составлении репертуара педагог
руководствуется следующими принципами:
-
художественная ценность содержания репертуара;
-
доступность произведений для исполнения данным инструментом
-
систематическая последовательность репертуара от простого к сложному;
-
разнообразие репертуара по жанрам, стилям, форме, характеру.
5
Цель: создание условий для развития музыкальных способностей детей и
подростков и обучения игре на гитаре через реализацию творческих
возможностей учащихся.
Задачи:
образовательные:
-
обучение навыкам игры на инструменте – гитаре;
-
обучение основным техническим приёмам игры на гитаре;
-
изучение средств музыкальной выразительности при игре на гитаре и
формирование
умения
придавать
музыкальному
произведению
определённый характер;
-
обучение приёмам создания музыкального образа;
-
формирование умения свободного чтения с листа и игры нотной
партитуры;
-
изучение различных видов и жанров музыки;
-
изучение основ музыкальной выразительности;
-
изучение основ теории музыкального языка;
-
обучение
навыкам
гармоничного
подбора
и
импровизации
на
инструменте;
-
обучение анализу исполнения музыкальных произведений.
развивающие:
-
развитие музыкальных способностей, творческого начала, потребности
учащихся в самовыражении через игру на гитаре;
-
развитие музыкального вкуса, образного восприятия музыки и эстетики
музыкального восприятия у учащихся;
-
развитие гармонического и мелодического слуха;
-
развитие навыков сценического поведения и исполнительства;
-
формирование потребности в культуросообразном развивающем досуге;
-
развитие навыков артистизма учащихся, способности к саморегуляции
психического состояния;
6
-
развитие интеллекта, памяти, аналитических способностей;
-
развитие у детей заинтересованности в совершенствовании навыков игры
на гитаре.
воспитательные:
-
формирование
чувства
ответственности,
коммуникабельности,
самоконтроля и самооценка;
-
формирование аналитического отношения к исполнительству, как своему,
так и других; способности к самостоятельной работе над музыкальными
произведениями, анализу музыки, окружающей жизни;
-
формирование
личностных
качеств
человека:
воли,
трудолюбия,
выдержки и др.;
-
формирование устойчивого интереса к музыкальным занятиям и
заинтересованности
в
совершенствовании
своего
музыкального
образования.
Возраст учащихся: 10-18 лет
Срок реализации: 6 лет
Форма и режим занятий:
занятия индивидуальные
3 раза в неделю по 45 мин., 102 часов в год.
При приёме учащихся на обучение по программе педагог определяет
имеющие музыкальные данные ребёнка (слух, ритм). На прослушивании
учащийся представляет исполнение одного куплета песни по желанию,
воспроизведение
заданных
ритмических
рисунков,
интонационного
воспроизведения заданных звуков. По итогам прослушивания с учащимся
определяется год обучения, с которого целесообразно начать занятия, а также
индивидуальный план работы и репертуар.
Основной проблемой обучения игре на инструменте для детей с 6-ти
лет будет правильный выбор инструмента. Взрослый инструмент не
7
подойдет маленькому ребенку, поэтому для малышей можно подобрать
акустический образец подходящего размера (см. Таблица 1):
Таблица 1
Возраст ребенка
Размер гитары
4-6 лет
¼ гитары взрослого музыканта
5-8 лет
½ взрослого размера (75 см)
8-11 лет
¾ взрослого размера (85-90 см)
старше 11 лет
взрослый инструмент (95,5 см)
Критерии готовности ребенка к игре на гитаре
Опытные педагоги и специалисты выделяют несколько пунктов
условной готовности учащегося :
серьезность и усидчивость часто оказываются камнем преткновения,
ведь гитара, как и любой музыкальный инструмент, требует внимания
и постоянных тренировок. Только усидчивый ребенок или подросток
смогут достичь успехов долгим и кропотливым трудом;
сила пальцев должна быть достаточной для того, чтобы маленький
гитарист мог без особых усилий перебирать струны. Педагоги
рекомендуют приобретать для занятий силиконовые или нейлоновые
струны, которые будут щадящими для детской кожи;
способность
слушаться
и
понимать
постороннего
человека
позволит плодотворно сотрудничать с педагогом, ведь именно он будет
передавать учащемуся знания и умения.
Ожидаемые результаты реализации программы
По итогам освоения программы учащиеся овладеют:
-
основными приемами игры на гитаре;
-
представлениями о средствах музыкальной выразительности при игре на
гитаре;
8
-
умениями передавать свое настроение, эмоции, связанные с музыкальным
произведением при его исполнении;
-
навыками чтения с листа и подбором музыкальных произведений на
инструменте;
-
теоретическими и историческими знаниями в области музыки;
-
навыками игры аккомпанемента к мелодии или песни;
-
техникой ансамблевого исполнения;
-
сценическим мастерством;
-
основными техническими средствами исполнения на гитаре.
По
итогам
освоения
программы
у
учащихся
развивается
и
формируется:
-
музыкальный вкус;
-
навыки сценического поведения и исполнительства;
-
интеллект,
память,
музыкальный
кругозор,
образное
мышление,
коммуникативные качества;
-
музыкальный мелодический и гармонический слух;
-
чувство меры и образное восприятие искусства;
-
личностные
качества
(воля,
трудолюбие,
усидчивость,
выдержка,
ответственность);
-
потребность в занятиях музыкой в свободное время;
-
заинтересованность в совершенствовании исполнительского мастерства
на инструменте и своего музыкального образования;
-
навык к анализу исполнительского мастерства.
Способы проверки результатов усвоения программы
-
отзывы детей и родителей;
-
анализ в форме диалога: педагог – учащийся;
-
наблюдения педагога, педагогический анализ;
-
зачетные занятия по темам и произведениям;
9
-
концертные и конкурсные мероприятия;
-
переводной экзамен по выполнению программы года обучения;
-
анализа сохранения контингента учащихся и его стабильности.
Способы подведения итогов реализации программы
-
промежуточная аттестация (декабрь) – в форме зачетного занятия;
-
итоговая аттестация проводится (май) – в форме экзамена-концерта,
итоги участия в конкурсах, концертах, фестивалях.
Вся работа педагога строится индивидуально для учащегося в
зависимости от его возраста, года обучения, поставленных задач, учитывая
степень его развития, возрастных особенностей, эмоциональности. В течение
года учащиеся должны освоить 8-10 лёгких песен, пьес, разнообразных по
характеру и жанру, уметь рассказать, что они слышат в произведении и как
нужно исполнять данные произведения. К концу года учащийся должен
подготовить программу для зачетного концерта, предусматривается участие
группы в учебных концертах, концертах для родителей, открытых занятиях
для родителей, участие в массовых праздниках и мероприятиях, конкурсах,
фестивалях.
Ожидаемые результаты 1 года обучения:
К концу 1 года обучения учащиеся овладеют:
-
элементарными техническими навыками игры на гитаре;
-
основными приемами звукоизвлечения, игры, штрихами, (апояндо,
тирандо, арпеджио, легато, нон легато, стаккато, аккорды);
-
правильной посадкой, постановкой рук;
-
нотной
грамотой
и
разбором
музыкальных
пьес
мелодического
изложения;
-
представлением об основных видах динамики;
-
знаниями о средствах музыкальной выразительности (форте, пиано,
меццо-форте,
меццо-пиано,
фортиссимо,
пианиссимо,
крещендо,
диминуэндо);
10
-
научатся определять характер музыки;
-
первыми навыками игры аккомпанемента знакомой мелодии;
-
первыми навыками игры в ансамбле;
-
простейшим музыкальным репертуаром из 8-10 пьес.
У учащихся разовьется музыкальный слух, музыкальное восприятие,
чувство ритмической пульсации, усидчивость.
У учащихся воспитается самоконтроль и самооценка, трепетное
отношение к исполнительскому мастерству старших учащихся, интерес к
занятиям на музыкальном инструменте, осознанное желание заниматься
игрой на гитаре.
Ожидаемые результаты 2 года обучения:
К концу 2-го года обучения учащиеся овладеют техническими
навыками исполнения на гитаре:
-
приемами и штрихами (спикатто, арпеджиатто, глиссандо, баррэ);
-
техникой аккомпанемента;
-
представлениями о средствах музыкальной выразительности: темпы:
адажио, андантино, аллегретто, престо, виво, фермата;
-
знаниями аббревиатуры;
-
навыками разбора музыкальных пьес;
-
накопят разнообразный музыкальный репертуар;
-
научатся свободно подбирать по слуху;
-
навыками игры в ансамбле.
У учащихся разовьется:
-
музыкальный вкус и образное восприятие музыки;
-
интерес к музыкальным занятиям.
У учащихся воспитается:
-
выдержка и собранность при публичных выступлениях;
-
способность к самостоятельной работе над музыкальным произведением;
-
способность к самостоятельному анализу музыки;
11
-
устойчивый интерес к музыкальным занятиям;
-
усидчивость и память.
Ожидаемые результаты 3 года обучения:
К концу 3-го года обучения учащиеся овладеют:
-
определенной
самостоятельностью
в
развитии
исполнительского
мастерства;
-
новыми
приемами
технического
исполнения:
вибрато,
флажолет,
мелизмы (форшлаг);
-
представлениями о средствах музыкальной выразительности при игре на
гитаре, темповых обозначениях - ларго, ленто, виваче;
-
навыками чтения с листа легких пьес;
-
навыками подбора на слух мелодий и аккомпанемента песен;
-
навыками ансамблевой игры;
-
накопят разнохарактерный программный репертуар;
-
опытом концертных выступлений.
У учащихся разовьются гармонический и мелодический слух,
музыкальный слух, эстетика музыкального восприятия, навыки сценического
поведения и исполнительства, выдержка, память.
У учащихся воспитаются трудолюбие, воля через творческий процесс,
культура поведения при публичных выступлениях на сцене и в концертных
залах.
Ожидаемые результаты 4 года обучения:
К концу 4 года обучения учащиеся овладеют:
-
знаниями новых технических приемов и штрихов игры на гитаре:
мордент, глиссандо, долгий форшлаг, скользящий форшлаг;
-
представлениями о средствах музыкальной выразительности при игре на
гитаре: субито, поко а поко, ритенуто, аччелерандо, пиу моссо, мено
моссо, тенуто;
12
-
знаниями о музыкальных формах (вариации, сонатная форма, рондо, 3-х
частная форма) и жанрах (сарабанда, буррэ, менуэт, гавот, мазурка,
прелюдия, этюд, романс);
-
методикой подбора и импровизации;
-
чтением с листа разнообразных набольших пьес;
-
программным репертуаром разных музыкальных форм и жанров;
-
подбором аккомпанемента к выбранному песенному репертуару.
Учащиеся
будут
уметь
передавать
свое
настроение,
эмоции,
связанные с музыкальным произведением при его исполнении.
У
учащихся
разовьются
музыкальный
слух
и
музыкальное
восприятие, музыкальный вкус, музыкальность в исполнении произведений,
критическое отношение к собственному исполнению.
У учащихся воспитаются характер, трудолюбие и воля через систему
организации занятий, а также в подготовке и участии в конкурсных и
концертных программах; стремление к достижению поставленной цели,
культура поведения на сцене и в обществе. Учащиеся приобретут опыт
публичных выступлений.
Ожидаемые результаты 5 года обучения:
К концу 5 года обучения учащиеся овладеют:
-
основными навыками и видами технического исполнения игры на гитаре;
-
основными штрихами и аппликатурой в тональностях кварто-квинтового
круга, их мелодическим и гармоническим исполнением в разных темпах и
ритмах;
-
различными приемами игры на гитаре;
-
основными представлениями о средствах музыкальной выразительности
при игре на гитаре;
-
знаниями гармонии в подборе аккомпанемента к песенному репертуару;
-
подбором и импровизацией различных музыкальных произведений в
разных тональностях;
13
-
игрой аккордовых последовательностей во всех тональностях;
-
широкими знаниями музыкальных форм и средств музыкальной
выразительности;
-
знаниями гармонии в подборе аккомпанемента к песенному репертуару;
-
подбором и импровизацией различных музыкальных произведений в
разных тональностях;
-
свободным чтением с листа музыкальных партитур;
-
свободой самовыражения через авторское творчество;
-
репертуаром из лучших образцов гитарной музыки (Альфонсо, Вила
Лобос, Скарлатти, Паганини, Иванов-Крамской и т.д.);
-
разными современными направлениями гитарной музыки;
-
знаниями теории музыки и средствами ее выразительности;
-
знаниями в области истории музыки.
У учащихся разовьются:
-
потребность в занятиях музыкой в свободное время;
-
музыкальный, мелодический и гармонический слух;
-
самостоятельное музыкальное мышление и образное восприятие;
-
музыкальный кругозор, музыкальная память;
-
критическое восприятие музыкального исполнительства;
-
чувство самооценки своих возможностей;
-
навыки сценического поведения и исполнительства;
-
потребность общения с искусством в целом, что повышает общее
интеллектуальное развитие учащегося.
У учащихся воспитаются общая культура поведения в обществе,
культура
поведения
на
концертных
выступлениях,
коммуникативная
культура, умение привлечь и пропагандировать свое искусство, воля,
трудолюбие, ответственность, целеустремленность.
У
учащихся
сформируются
желание
и
заинтересованность
в
совершенствовании навыков игры на гитаре.
Ожидаемые результаты 6 года обучения:
14
К концу 6 года обучения учащиеся овладеют:
-
основными навыками и видами технического исполнения игры на гитаре;
-
основными штрихами и аппликатурой в тональностях кварто-квинтового
круга, их мелодическим и гармоническим исполнением в разных темпах и
ритмах;
-
различными приемами игры на гитаре;
-
основными представлениями о средствах музыкальной выразительности
при игре на гитаре;
-
знаниями гармонии в подборе аккомпанемента к песенному репертуару;
-
подбором и импровизацией различных музыкальных произведений в
разных тональностях;
-
игрой аккордовых последовательностей во всех тональностях;
-
широкими знаниями музыкальных форм и средств музыкальной
выразительности;
-
знаниями гармонии в подборе аккомпанемента к песенному репертуару;
-
подбором и импровизацией различных музыкальных произведений в
разных тональностях;
-
свободным чтением с листа музыкальных партитур;
-
свободой самовыражения через авторское творчество;
-
репертуаром из лучших образцов гитарной музыки (Альфонсо, Вила
Лобос, Скарлатти, Паганини, Иванов-Крамской и т.д.);
-
разными современными направлениями гитарной музыки;
-
знаниями теории музыки и средствами ее выразительности;
-
знаниями в области истории музыки.
У учащихся разовьются:
-
потребность в занятиях музыкой в свободное время;
-
музыкальный, мелодический и гармонический слух;
-
самостоятельное музыкальное мышление и образное восприятие;
-
музыкальный кругозор, музыкальная память;
-
критическое восприятие музыкального исполнительства;
15
-
чувство самооценки своих возможностей;
-
навыки сценического поведения и исполнительства;
-
потребность общения с искусством в целом, что повышает общее
интеллектуальное развитие учащегося.
У учащихся воспитаются общая культура поведения в обществе,
культура
поведения
на
концертных
выступлениях,
коммуникативная
культура, умение привлечь и пропагандировать свое искусство, воля,
трудолюбие, ответственность, целеустремленность.
Учебно-тематический план
1 год обучения
№
1.
Количество часов
Название разделов
Вводное занятие.
Всего
Теория
Практика
2
1
1
20
10
10
Техника безопасности.
2.
Технические навыки игры на
гитаре.
3.
Музыкальная грамота.
28
10
18
4.
Работа над репертуаром.
40
10
30
5.
Итоговые занятия.
4
2
2
6.
Социальная практика.
8
3
5
102
36
66
Итого:
2 год обучения
№
Название разделов
Количество часов
Всего
Теория
Практика
2
1
1
2. Технические навыки игры на гитаре.
20
10
10
3. Музыкальная грамота.
28
10
18
1. Вводное занятие.
Техника безопасности.
16
4. Работа над репертуаром.
40
10
30
5. Итоговые занятия.
4
2
2
6. Социальная практика.
8
3
5
102
36
66
Итого:
3 год обучения
№
Количество часов
Название разделов
Всего
Теория
Практика
2
1
1
2. Технические навыки игры на гитаре.
20
10
10
3. Музыкальная грамота.
28
10
18
4. Работа над репертуаром.
40
10
30
5. Итоговые занятия.
4
2
2
6. Социальная практика.
8
3
5
102
36
66
1. Вводное занятие.
Техника безопасности.
Итого:
4 год обучения
№
Количество часов
Название разделов
Всего
Теория
Практика
2
1
1
2. Технические навыки игры на гитаре.
20
10
10
3. Музыкальная грамота.
28
10
18
4. Работа над репертуаром.
40
10
30
5. Итоговые занятия.
4
2
2
6. Социальная практика.
8
3
5
102
36
66
1. Вводное занятие.
Техника безопасности.
Итого:
17
5 год обучения
№
Количество часов
Название разделов
Всего
Теория
Практика
2
1
1
2. Технические навыки игры на гитаре.
20
10
10
3. Музыкальная грамота.
28
10
18
4. Работа над репертуаром.
40
10
30
5. Итоговые занятия.
4
2
2
6. Социальная практика.
8
3
5
102
36
66
1. Вводное занятие.
Техника безопасности.
Итого:
6 год обучения
№
Количество часов
Название разделов
Всего
Теория
Практика
2
1
1
2. Технические навыки игры на гитаре.
20
10
10
3. Музыкальная грамота.
28
10
18
4. Работа над репертуаром.
40
10
30
5. Итоговые занятия.
4
2
2
6. Социальная практика.
8
3
5
102
36
66
1. Вводное занятие.
Техника безопасности.
Итого:
18
Содержание программы
1 год обучения
1. Вводное занятие. Техника безопасности.
Теория:
-
содержание и режим учебных занятий;
-
требования к принадлежностям, необходимым для занятий;
-
правила поведения на занятиях;
-
правила
поведения
и
техника
безопасности
в
образовательном
учреждении;
-
правила поведения на улице, правила дорожного движения;
-
противопожарная безопасность;
меры профилактики при несчастном случае и в чрезвычайной ситуации.
Практика: викторины, игры.
2. Технические навыки игры на гитаре.
Теория:
-
музыкальный инструмент: строй, настройка, уход;
-
посадка корпуса, постановка рук и игрового аппарата;
-
основные приемы звукоизвлечения;
-
изучение различных штрихов;
-
основы технических и физических упражнений;
Практика:
- основные приемы звукоизвлечения: Apoyando «апояндо» (исп.) – с
опорой, опираясь (прием, в котором со струной соприкасаются
одновременно подушечка пальца и ноготь, после извлечения звука палец
должен опереться на соседнюю, более толстую струну; Tirando «тирандо»
19
(ит.) – натягивая. Это толчок струны тем же способом, что и апояндо, но
без опоры на соседнюю струну);
- основные штрихи и приемы игры на гитаре: staccato (стаккато), legato
(легато), non legato, арпеджио, аккорды;
- упражнения на координацию рук;
- мажорные и минорные гаммы до 2-х знаков в ключе в 2 октавы, изучение
гармонических аккордовых последовательностей (Т-S-D-T) в 1 позиции;
- позиции рук, аппликатура и штрихи.
3. Музыкальная грамота.
Теория:
-
гриф гитары (диапазон основных звуков, употребляемых на гитаре);
-
понятие о нотном стане, скрипичном и басовом ключах;
-
знаки альтерации (диез, бемоль, бекар);
-
длительности нот (целая, половина, четверть, восьмая, шестнадцатая);
-
буквенная система, главные ступени лада (T-S-D);
-
строение такта, строение музыкальной фразы;
-
музыкальные размеры: 2/4, 3/4, 4/4;
-
динамические оттенки: f (форте) – сильно, громко, p (пиано) – тихо, mf
(меццо-форте) – не очень сильно, не очень громко, mp (меццо-пиано) – не
очень тихо, ff (фортиссимо) – очень громко, pp (пианиссимо) – очень
тихо, cresc. (крещендо) – постепенно усиливая силу звука, dim.
(диминуэндо) – постепенно уменьшая силу звука;
-
музыкальные термины: andante (анданте) – в темпе шага, спокойно,
allegro (аллегро) – скоро, moderato (модерато) – умеренно.
Практика:
изучение
нотной
грамоты
с
применением
простейших
упражнений, чтение с листа небольших произведений.
4. Работа над репертуаром.
20
Теория:
-
краткие сведения о композиторах разучиваемых произведений;
-
характер произведений;
-
образное содержание музыки;
-
понятия средств музыкальной выразительности.
Практика:
-
разбор и разучивание произведений;
-
беседы о характере музыки, исторических сведений о ней;
-
работа в ансамбле;
-
анализ приемов нюансировки и сценических движений для создания
образа в произведениях;
-
музыкальное исполнение произведений, игра наизусть.
Примерный репертуар:
Г. Гарнишевская Этюд ля минор.
Л. Ронкалли Менуэт до мажор.
Д. Агуадо Этюд ля минор.
Д. Битинг Кукушка.
В. Моцарт Аллегретто до мажор.
В. Курочкин Пьеса.
А. Филиппенко По малину в сад пойдем.
В. Ковач Пьеса.
Р.н.п. Во саду ли, в огороде.
Ф. Карулли Вальс.
Р.н.п. Во поле береза стояла.
М. Каркасси Прелюдия.
М. Каркасси Анданте ре минор.
М. Джулиани Аллегро.
5. Итоговые занятия.
Теория:
21
-
особенности проведения диагностики;
-
критерии оценивания;
-
правила выступления на публику.
Практика:
-
промежуточная диагностика (декабрь) – в форме зачетного занятия с
фиксацией результатов освоения программы в журнале;
-
итоговая диагностика проводится (май) – в форме экзамена-концерта с
выставлением итоговой оценки в учебном журнале;
-
итоги участия в конкурсах, концертах, фестивалях.
6. Социальная практика.
Теория:
-
общая культура слушателя и музыканта;
-
основные правила выступления перед зрителями;
-
психологическая подготовка к выступлению.
Практика:
-
участие в учебных концертах, концертах для родителей, открытых
занятиях
для
родителей,
массовых
праздниках
и
мероприятиях,
конкурсах, фестивалях;
2 год обучения
1. Вводное занятие. Техника безопасности.
Теория:
-
содержание и режим учебных занятий;
-
требования к принадлежностям, необходимым для занятий;
-
правила поведения и техника безопасности
в образовательном
учреждении;
-
правила поведения на улице, правила дорожного движения;
-
правила поведения на занятиях;
-
противопожарная безопасность;
22
меры профилактики при несчастном случае и в чрезвычайной ситуации.
Практика: викторина, игры.
2. Технические навыки игры на гитаре.
Теория:
-
понятия приемов и штрихов (спикатто, арпеджиатто, глиссандо, баррэ);
-
мажорные и минорные гаммы в разных позициях до трех знаков в ключе
в 2 октавы.
Практика:
-
технические приемы и штрихи (спикатто, арпеджиатто, глиссандо, баррэ);
-
мажорные и минорные гаммы в разных позициях до трех знаков в ключе
в 2 октавы, с изучением правильной аппликатуры;
-
работа над техникой, звуком, фразой.
3. Музыкальная грамота.
Теория:
-
гармоническая
последовательность
аккордов
(Т-S-D-D7-T)
в
тональностях до 2-х знаков в ключе;
-
музыкальные
термины:
adagio
(адажио)
–
медленно,
andantino
(андантино) – более быстрый шаг, allegretto (аллегретто) – чуть
медленнее, чем аллегро, presto (престо) – быстро, vivo (виво) – живо;
фермата – остановка, продление звука в полтора-два раза,
-
аббревиатура (знаки сокращения и упрощения нотной записи).
Практика:
-
подбор по слуху аккомпанемента к знакомым мелодиям, песням;
-
игра в ансамбле, по группам, индивидуально.
4. Работа над репертуаром.
Теория:
-
краткие сведения о композиторах разучиваемых произведений;
23
-
характер произведений, образное содержание музыки.
Практика:
-
работа над фразой и звукоизвлечением;
-
разбор и разучивание произведений;
-
игра в ансамбле, по группам, по звеньям, индивидуально;
-
музыкальное исполнение произведений, игра наизусть.
Примерный репертуар:
С. Накахима Этюд-анданте.
Ф. Сор Этюд №15.
Ф. Сор Маленький этюд.
А. Виницкий Этюд ми минор.
Ф. Таррега Этюд до мажор.
М. Джулиани Этюд до мажор.
М. Каркасси Прелюдия.
Аноним Блюз.
А. Диабелли Скерцо.
А. Варламов На заре ты ее не буду.
Л. Ронкалли Менуэт.
Э. Пресли Люби меня нежно.
Г. Гарнишевская Осень.
В. Калинин Мазурка.
Г. Гарнишевская Медленная румба.
Х. Зиммер Пираты Карибского моря.
Обр. Н. Гороховой, Е. Чухломиной Попурри на тему военных песен.
Обр. Н. Гороховой Мы желаем счастья вам.
5. Итоговые занятия.
Теория:
-
особенности проведения диагностики;
24
-
критерии оценивания;
-
правила выступления на публику.
Практика:
-
промежуточная диагностика (декабрь) – в форме зачетного занятия с
фиксацией результатов освоения программы в журнале;
-
итоговая диагностика проводится (май) – в форме экзамена-концерта с
выставлением итоговой оценки в учебном журнале;
-
итоги участия в конкурсах, концертах, фестивалях.
6. Социальная практика.
Теория:
-
общая культура слушателя и музыканта;
-
основные правила выступления перед зрителями;
-
психологическая подготовка к выступлению.
Практика:
-
участие в учебных концертах, концертах для родителей, открытых
занятиях
для
родителей,
массовых
праздниках
и
мероприятиях,
конкурсах, фестивалях;
-
посещение Филармонии, Капеллы, концертов мастеров гитарной музыки.
3 год обучения
1. Вводное занятие. Техника безопасности.
Теория:
-
содержание и режим учебных занятий;
-
требования к принадлежностям, необходимым для занятий;
-
правила
поведения
и
техника
безопасности
в
образовательном
учреждении,
-
правила поведения на занятиях;
-
правила поведения на улице, правила дорожного движения;
25
-
противопожарная безопасность;
меры профилактики при несчастном случае и в чрезвычайной ситуации.
Практика: выполнение упражнений на усвоение изученных правил.
2. Технические навыки игры на гитаре.
Теория:
-
технические приемы: вибрато, флажолет, мелизмы (форшлаг);
-
новые технические приемы (вибрато, флажолет, мелизмы) при изучении
новых тональностей, аппликатуры в разных позициях рук.
Практика:
-
отработка технических приемов: вибрато, флажолет, мелизмы (форшлаг)
при изучении новых тональностей, аппликатуры в разных позициях рук;
-
отработка мажорных и минорных гамм до 4-х знаков в ключе в
мелодическом исполнении в 2 октавы,
последовательность аккордов
основных ступеней лада.
3. Музыкальная грамота.
Теория:
-
музыкальные термины: largo (ларго) – широко, lento (ленто) – протяжно,
vivace (виваче) – очень быстро.
Практика:
-
чтение с листа легких мелодических пьес с разбором строя;
-
подбор к этим мелодиям аккордового аккомпанемента на основе знаний
гармонических последовательностей;
-
импровизация разного характера аккомпанемента.
4. Работа над репертуаром.
Теория:
-
краткие сведения о композиторах разучиваемых произведений;
-
характер произведений, образное содержание музыки.
Практика:
-
работа над фразой и звукоизвлечением;
26
-
разбор и разучивание произведений;
-
работа над характером и образом музыкального произведения;
-
музыкальное исполнение произведений, игра наизусть;
-
игра в ансамбле, по группам, по звеньям, индивидуально.
Примерный репертуар:
Ф. Карулли Этюд ре минор.
Ф. Карулли Этюд ля мажор.
М. Джульяни Этюды ре-минор, соль мажор, ре мажор.
Дж. Леннон «Вчера».
Б. Мокроусов «Одинокая гармонь».
Ж. Барренс-Диас Прелюдия.
Г. Фетисов Кубинский танец.
М. Каркасси Модерато.
Ф. Хюнтен. Вальс.
И. Петер Модерато.
С. Нисс Дай помечтать мне.
Н. Богословский, В. Агатов Темная ночь.
Р.н.п. «Калинка».
Р.н.п. «Живет моя отрада».
Ф. Милано Канцона».
А. Виницкий «Бабушкина шкатулка».
5. Итоговые занятия.
Теория:
-
особенности проведения диагностики;
-
критерии оценивания;
-
правила выступления на публику.
Практика:
-
промежуточная диагностика (декабрь) – в форме зачетного занятия с
фиксацией результатов освоения программы в журнале;
27
-
итоговая диагностика проводится (май) – в форме экзамена-концерта с
выставлением итоговой оценки в учебном журнале;
-
итоги участия в конкурсах, концертах, фестивалях.
6. Социальная практика.
Теория:
-
общая культура слушателя и музыканта;
-
основные правила выступления перед зрителями;
-
психологическая подготовка к выступлению.
Практика:
-
участие в учебных концертах, концертах для родителей, открытых
занятиях
для
родителей,
массовых
праздниках
и
мероприятиях,
конкурсах, фестивалях;
4 год обучения
1. Вводное занятие. Техника безопасности.
Теория:
-
содержание и режим учебных занятий;
-
требования к принадлежностям, необходимым для занятий;
-
правила поведения и техника безопасности
в образовательном
учреждении;
-
правила поведения на занятиях;
-
правила поведения на улице, правила дорожного движения;
-
противопожарная безопасность;
меры профилактики при несчастном случае и в чрезвычайной ситуации.
Практика: выполнение упражнений на усвоение изученных правил.
2. Технические навыки игры на гитаре.
Теория:
-
виды техники и приемы игры: мордент, глиссандо, долгий форшлаг,
скользящий форшлаг;
-
штрихи и аппликатура в тональностях до 5 знаков в ключе.
Практика:
28
-
технические
упражнения
в
мелодическом,
гармоническом
и
комбинированном вариантах;
-
игра гамм, аккордов в разных темпах, ритмических фигурациях,
различными штрихами;
-
работа над фразой, динамикой, звуком, эмоциональным исполнением.
3. Музыкальная грамота.
Теория:
-
музыкальные термины: tenuto (тенуто) – выдерживая, точно по
длительности и силе, subito (субито) – внезапно, poco a poco (поко а поко)
– постепенно, мало-помалу, con (кон) – с, ritenuto (ритенуто) – сдерживая,
accelerando (аччелерандо) – ускоряя, piu mosso (пиу моссо) – более
подвижно, meno mosso (мено моссо) – менее подвижно;
-
музыкальные формы (вариации, рондо, 3-х частная форма, сонатная
форма) и жанры, наиболее распространенные в гитарной музыке
(сарабанда, буррэ, менуэт, гавот, мазурка, прелюдия, этюд, романс).
Практика:
-
чтение с листа при предварительном разборе лёгких пьес в ансамбле;
-
подбор знакомых музыкальных пьес по слуху для развития и закрепления
знаний по гармоническим последовательностям, обработка их в разных
импровизационных вариантах;
-
применение в исполнительстве элементов импровизации при подборе
аккомпанемента,
способствующих
развитию
музыкального
слуха,
образного восприятия музыкальной темы и ее развития.
4. Работа над репертуаром.
Теория:
-
краткие сведения о композиторах разучиваемых произведений;
-
характер произведений, образное содержание музыки.
Практика:
-
работа
над
фразой
и
звукоизвлечением,
совершенствование
исполнительского мастерства;
29
-
разбор и разучивание произведений;
-
работа над характером и образом музыкального произведения;
-
музыкальное исполнение произведений, игра наизусть;
-
игра в ансамбле.
Примерный репертуар:
И. Шредер «Блюз».
Н. Рамо «Менуэт» фа мажор.
Н. Кост «Вальс».
Ирландская народная песня «Зеленые рукава», обр. М. Гасбаррони.
М. Глинка «Я встретил Вас…».
М. Венето Соната.
Лауро «Вальс ми-минор».
Оливьери Танго «Дождь идет».
Р.н.п. «Вдоль да по речке».
М. Шишкин «Ночь светла».
М. Джулиани Этюд №5 ля минор.
Ф. Сор Этюд «Светлая луна».
Ф. Карулли Этюд ля мажор.
Л. Леньяни Этюд-каприччио.
5. Итоговые занятия.
Теория:
-
особенности проведения диагностики;
-
критерии оценивания;
-
правила выступления на публику.
Практика:
-
промежуточная диагностика (декабрь) – в форме зачетного занятия с
фиксацией результатов освоения программы в журнале;
-
итоговая диагностика проводится (май) – в форме экзамена-концерта с
выставлением итоговой оценки в учебном журнале;
-
итоги участия в конкурсах, концертах, фестивалях.
30
6. Социальная практика.
Теория:
-
общая культура слушателя и музыканта;
-
основные правила выступления перед зрителями;
-
психологическая подготовка к выступлению.
Практика:
-
участие в учебных концертах, концертах для родителей, открытых
занятиях
для
родителей,
массовых
праздниках
и
мероприятиях,
конкурсах, фестивалях;
-
посещение Филармонии, Капеллы, концертов мастеров гитарной музыки.
5 год обучения
1. Вводное занятие. Техника безопасности.
Теория:
-
содержание и режим учебных занятий;
-
требования к принадлежностям, необходимым для занятий;
-
правила
поведения
и
техника
безопасности
в
образовательном
учреждении,
-
правила поведения на занятиях;
-
правила поведения на улице, правила дорожного движения;
-
противопожарная безопасность;
меры профилактики при несчастном случае и в чрезвычайной ситуации.
Практика: выполнение упражнений на усвоение изученных правил.
2. Технические навыки игры на гитаре.
Теория:
-
новые приемы игры: тремоло, тамбуро, расгеадо, пиццикато, смешанные
приемы игры;
-
значение септаккордов 7 и 5 ступеней;
-
аккордовые последовательности во всех тональностях.
31
Практика:
-
мелодическое, гармоническое исполнение мелодий в разных темпах и
ритмах;
-
закрепление ранее изученных приемов игры и изучение новых;
-
изучение главных ступеней всех тональностей, проигрывание их
последовательностей, изучение септаккордов 7 и 5 ступеней;
-
игра аккордовых последовательностей во всех тональностях;
-
изучение упражнений на разные виды техники игры;
-
развитие артистизма при исполнении музыкальных произведений;
-
самостоятельное выучивание произведений так, как понимает и чувствует
его ученик.
3. Музыкальная грамота.
Теория:
-
музыкальные термины: non troppo (нон троппо) – не слишком, molto
(мольто) – очень, весьма, ritardando (ритардандо) – запаздывая, замедляя,
grave (граве) – тяжеловесно, важно, da capo al fino (да капо аль фино) – с
начала до слова конец, animato (анимато) – воодушевленно, cantabile
(кантабиле) – певуче, deciso (дечизо) – решительно, смело, grazioso
(грациозо) – изящно, грациозно, maestoso (маестозо) – величественно,
simile (симиле) – точно так, как раньше, marcato (маркато) – выделяя,
подчеркивая;
-
закрепление музыкальных терминов, изученных ранее.
Практика:
-
применение знаний гармонии в подборе аккомпанементов к песенному
репертуару;
-
подбор музыкальных пьес по слуху;
-
импровизация музыкальных пьес в разных тональностях;
-
применение элементов импровизации при подборе аккомпанемента;
-
сочинение собственных пьес, авторское творчество;
32
-
игра в ансамбле, по группам.
4. Работа над репертуаром.
Теория:
-
краткие сведения о композиторах разучиваемых произведений;
-
характер произведений, образное содержание музыки.
Практика:
-
работа
над
фразой
и
звукоизвлечением,
совершенствование
исполнительского мастерства;
-
разбор и разучивание произведений;
-
работа над характером и образом музыкального произведения;
-
музыкальное исполнение произведений, игра наизусть;
-
исполнение произведений крупных форм (сонатная форма, концерт,
вариации, полифонические и программные пьесы глубокого содержания
и технической сложности);
-
игра в ансамбле.
Примерный репертуар:
Ж. Мертц Этюд соль мажор.
М. Аблениц Этюд №10.
Ф. Сор Арфообразный этюд.
Э. Пухоль Этюд «Шмель».
М. Каркасси Этюд №7.
М. Джулиани Этюд №5.
Л. Бетховен Соната №14. I ч.
А. Варламов «На заре ты ее не буди».
Д. Леннон – П. Маккартни «И я любил ее…».
Г. Манчини «Лунная река».
Н. Рамо Менуэт.
Г. Миллер «Лунная серенада» из к/ф «Серенада солнечной долины».
М. Глинка «Я встретил Вас…».
33
Гильермо-Колосов «Испанское каприччио».
Испанский народный танец «Видалита».
Цыганская песня-пляска «Две гитары».
Г. Гладков «Песенка черепахи».
А. Варламов «Ходит вечер».
5. Итоговые занятия.
Теория:
-
особенности проведения диагностики;
-
критерии оценивания;
-
правила выступления на публику.
Практика:
-
промежуточная диагностика (декабрь) – в форме зачетного занятия с
фиксацией результатов освоения программы в журнале;
-
итоговая диагностика проводится (май) – в форме экзамена-концерта с
выставлением итоговой оценки в учебном журнале;
-
итоги участия в конкурсах, концертах, фестивалях.
6. Социальная практика.
Теория:
-
общая культура слушателя и музыканта;
-
основные правила выступления перед зрителями;
-
психологическая подготовка к выступлению.
Практика:
-
участие в учебных концертах, концертах для родителей, открытых
занятиях
для
родителей,
массовых
праздниках
и
мероприятиях,
конкурсах, фестивалях;
6 год обучения
1. Вводное занятие. Техника безопасности.
Теория:
-
содержание и режим учебных занятий;
34
-
требования к принадлежностям, необходимым для занятий;
-
правила поведения и техника безопасности
в образовательном
учреждении,
-
правила поведения на занятиях;
-
правила поведения на улице, правила дорожного движения;
-
противопожарная безопасность;
меры профилактики при несчастном случае и в чрезвычайной ситуации.
Практика: выполнение упражнений на усвоение изученных правил.
2. Технические навыки игры на гитаре.
Теория:
-
технических термины;
-
значение септаккордов;
-
аккордовые последовательности во всех тональностях.
Практика:
-
мелодическое, гармоническое исполнение мелодий в разных темпах и
ритмах;
-
закрепление ранее изученных приемов игры и изучение новых;
-
изучение главных ступеней всех тональностей, проигрывание их
последовательностей, изучение септаккордов;
-
игра аккордовых последовательностей во всех тональностях;
-
упражнения на разные виды техники игры;
-
развитие артистизма при исполнении музыкальных произведений;
-
самостоятельное выучивание произведений так, как понимает и чувствует
его ученик.
3. Музыкальная грамота.
Теория:
-
музыкальные термины.
Практика:
35
-
применение знаний гармонии в подборе аккомпанементов к песенному
репертуару;
-
подбор музыкальных пьес по слуху;
-
импровизация музыкальных пьес в разных тональностях;
-
применение элементов импровизации при подборе аккомпанемента;
-
сочинения собственных пьес, авторское творчество;
-
игра в ансамбле.
4. Работа над репертуаром.
Теория:
-
краткие сведения о композиторах разучиваемых произведений;
-
характер произведений, образное содержание музыки.
Практика:
-
работа
над
фразой
и
звукоизвлечением,
совершенствование
исполнительского мастерства;
-
разбор и разучивание произведений;
-
работа над характером и образом музыкального произведения;
-
музыкальное исполнение произведений, игра наизусть;
-
исполнение произведений крупных форм: сонатная форма, концерт,
вариации, полифонические и программные пьесы глубокого содержания
и технической сложности;
-
игра в ансамбле.
Примерный репертуар:
Г. Гарнишевская Обр. старин. рус. романс «Я встретил вас»
Ф. Таррега Этюд ля мажор.
Г. Альберт Этюд фа мажор.
Т. Дамас Этюд-скерцо.
Ф. Сор Этюд до мажор.
И.С. Бах Прелюдия ре минор.
36
И. Паганини Менуэт.
Л. Бетховен К Элизе.
Р.н.п. «Липа вековая» обр. С. Руднева.
Ф. Шуберт Музыкальный момент.
Х. Виньяк Грезы.
Г. Уоррен Поезд на Чаттанугу.
В. Гомес Романс.
Е. Клячкин Вальс в ритме лодки.
В. Моцарт Рондо.
Н. Кост Вальс.
5. Итоговые занятия.
Теория:
-
особенности проведения диагностики;
-
критерии оценивания;
-
правила выступления на публику.
Практика:
-
промежуточная диагностика (декабрь) – в форме зачетного занятия с
фиксацией результатов освоения программы в журнале;
-
итоговая диагностика проводится (май) – в форме экзамена-концерта с
выставлением итоговой оценки в учебном журнале;
-
итоги участия в конкурсах, концертах, фестивалях.
6. Социальная практика.
Теория:
-
общая культура слушателя и музыканта;
-
основные правила выступления перед зрителями;
-
психологическая подготовка к выступлению.
Практика:
-
участие в учебных концертах, концертах для родителей, открытых
занятиях
для
родителей,
массовых
праздниках
и
мероприятиях,
конкурсах, фестивалях.
37
Методическое обеспечение программы
Обучение игре на гитаре следует начинать по слуховому методу: с
подбора на слух знакомых мелодий, песенок по слуху, с голоса или с рук
педагога постепенно переходя к изучению нотной грамоты. В дальнейшем
работа по слуховому методу и чтение нот проходят параллельно.
На протяжении всех лет обучения педагог оказывает ученику
систематическую помощь: в уточнении мелодии, в организации движений –
штрихов, подборе аппликатуры, в динамических нюансах. Постепенно от
подбора услышанного произведения учащиеся, по мере своих способностей,
переход к импровизации, а в дальнейшем и к сочинению музыки.
Занятия проводятся индивидуально с каждым учащимся и только при
изучении ансамблевой игры на гитаре дети могут объединятся в минигруппы.
Репертуар подбирается с учётом индивидуальных особенностей и
интересов каждого ребёнка. Например: если ребёнок просит обучить
исполнению любимой песни, то педагог пишет аранжировку данной песни и
предлагает выучить её на занятии. Данный метод стимулирует учащегося для
более интенсивных занятий.
В развитии ладового мышления педагогом применяется следующий
метод: ребёнку предлагается выучить самостоятельно одноголосную тему
(популярную,
классическую
или
народную
песню)
и
одновременно
предлагается выучить аккомпанемент к этой теме. На занятиях педагог
вместе с учеником попеременно исполняют это произведение, что
способствует развитию ладового мышления у учащегося и подготавливает
его к ансамблевой игре.
Подготовка к ансамблевой игре начинается с 1-го года обучения. Когда
учащийся хорошо выучивает одноголосные мелодии, педагог поддерживает
его гармонически. На следующих годах обучения учащиеся играют уже
непосредственно с педагогом легкие пьесы, параллельно анализируется
гармония
и разбираются
партии. Анализируется
само произведение
38
(построение, форма, особенности и т.д.). На определённом уровне обучения
самые одаренные учащиеся объединятся в ансамбль (при желании) или
ансамбль педагога с учащимся. Но до отработки самого ансамблевого
исполнения происходит большая подготовительная работа с педагогом
индивидуально с каждым участником будущего ансамбля, по партиям. После
такой подготовки учащиеся постепенно сводятся в один ансамбль и уже
после этого отрабатывается произведение как концертный номер.
Обучение детей игре на гитаре детей от 6 до 9 лет
Первое, что необходимо для обучения ребенка 6-9 лет игре на гитаре –
это уменьшенная гитара, так называемая «половинка». Это связано с тем, что
мышцы пальцев рук в этом возрасте еще недостаточно развиты, они пока
находятся в процессе укрепления, развития. Важно, чтобы в этом возрасте
обучение детей игре на гитаре происходило плавно, без перегрузок
организма.
Педагогом подбирает для изучения такой музыкальный материал,
который в этом возрасте ребенок будет хорошо воспринимать, которая ему
интересна. Все остальное он будет игнорировать, как ненужное. Заставить
или уговорить ребенка в таком возрасте делать то, что ему не интересно –
невозможно.
Основная цель педагога в работе с детьми 6-9 лет – это развитие и
становление правильной мотивации, которую можно развить в игровой
форме. Только когда интерес к гитаре присутствует, можно осторожно
предложить все нужные профессиональные навыки игры на гитаре.
В процессе обучения детей 6-9 лет игре на гитаре происходит развитие
связи восприятия музыки с нервной системой.
Таким образом, ребенок учится не только воспринимать музыку, но
также и выражаться с ее помощью, например, самому играть на гитаре
именно то, что ему нравится, в свободное от занятий время.
39
В этот период также развивается слуховое восприятие ребенка,
становятся шире границы его эмоционального восприятия музыки.
Можно сказать, что обучение детей игре на гитаре в этом возрасте дает
не такой стремительный результат, как обучение детей старшего возраста, но
этот результат достаточно стабилен и остается на всю жизнь.
Обучение детей игре на гитаре детей и подростков от 10 до 13 лет
С этого возраста начинается следующая возрастная категория. В 10 лет
у ребенка уже достаточно развита мускулатура пальцев, рук. Также к этому
возрасту у ребенка уже сформирован определенный музыкальный вкус, он
уже развит эмоционально. Самое важное, что в этом возрасте дети могут
воспринимать достаточно сложную интеллектуальную информацию.
Ребенок и подросток в этот период развивается достаточно быстро,
поэтому достаточно стремительно идет и процесс обучения детей игре на
гитаре. Для обучения уже можно использовать гитару обычного размера.
Главная задача педагога – это развитие концентрации ученика во
время занятий, мотивирование его на плодотворную работу ради хорошего
результата.
Обучение подростков игре на гитаре от 13 лет и старше
С 13 лет у подростка начинается «переходный возраст». С точки зрения
педагогики этот возраст считают очень продуктивным. Сейчас успехи
музыкальных занятий будут зависеть от степени доверия между педагогом и
учащимся.
Задача педагога во время занятий с подростками – это направлять
музыкальное развитие, не мешая ему. И уже под это подкладывать
действительно профессиональные музыкальные навыки игры на гитаре.
Наиболее успешные учащиеся принимают участие в концертах, фестивалях,
конкурсах, праздничных и тематических вечерах соло и в ансамбле.
Учащиеся приглашаются для посещения тематических экскурсий, концертов
40
профессиональных исполнителей, на дипломные концерты выпускников
консерватории.
После каждой темы учащийся демонстрирует педагогу полученные
знания и умения и закрепляет отработку изученных приемов путем
повторных репетиций до полного одобрения. Итоги подводятся в форме
зачетных занятий, а так же в форме концертов.
Условия реализации программы:
аудитория для занятий;
инструмент;
стулья;
подставки (под ноги);
пюпитр;
фонд музыкальных материалов известных музыкантов;
нотная библиотека;
библиотека специальной и психолого-педагогической литературы.
41
Список литературы
Агафошин П. «Школа игры на шестиструнной гитаре», М. 1999 г.
Гитман А. «Классические этюды», М. 1997 г.
Иванов-Крамской А. «Школа игры на шестиструнной гитаре», М. 1970 г.
Калинин В. «Юный гитарист», М.2003 г.
Катанский А., Катанский В. «Школа игры на шестиструнной гитаре», М.
2003 г.
Каргина З.А. «Практическое пособие для педагога дополнительного
образования» - М.: Школьная Пресса, 2008 г.
Киселева Т., Красильников Ю. «Социально-культурная деятельность», М.
2004 г.
Коджаспирова Г.М. «Педагогика» - М.: Гардарики, 2004 г.
Ларичев Е. «Самоучитель игры на шестиструнной гитаре», М. 1979 г.
Матонис В. «Музыкально-эстетическое воспитание личности», Лен. 1988
г.
Рогаль-Левицкий Д. «Современный оркестр», МД, 1956 г.
Сорокоумова Е.А. «Возрастная психология» - СПб.: Питер, 2007 г.
Интернет-ресурсы:
http://guitarcollege32.ru/gitarnyj-blog/195-s-kakogo-vozrasta-mozhno-uchitrebenka-igre-na-gitare - «С какого возраста можно учить ребенка игре на
гитаре?»;
http://www.uaua.info/ot-6-do-9/razvitie-ot-6-do-9/article-24751-obucheniedetey-igre-na-gitare-kogda-luchshe-nachinat/ - «Обучение детей игре на
гитаре: когда лучше начинать?»
42
Техника безопасности
Общие правила поведения
Учащиеся обязаны:
учащийся обязан следить за гигиеной инструмента и своего учебного
места;
учащийся обязан выполнять требования пожарной безопасности и правил
электробезопасности;
учащиеся обязаны бережно относиться к имуществу ДТДиМ, соблюдать
чистоту и порядок;
учащиеся обязаны знать основные и запасные выходы из здания, и в
случае эвакуации быстро покинуть помещение, выполняя все команды
педагога;
учащийся ДТДиМ проявляет уважение к старшим, заботится о младших.
Учащиеся и педагоги обращаются друг к другу в уважительной форме.
Воспитанники уступают дорогу взрослым, старшие воспитанники младшим, мальчики - девочкам.
Запрещается:
запрещается приносить и использовать любым способом оружие,
взрывчатые или огнеопасные вещества, спиртные напитки, наркотики,
табачные изделия и другие одурманивающие средства, а также токсичные
вещества и яды;
находиться в кабинете в верхней одежде;
высовываться в окна во время проветривания помещения;
пользоваться мобильными телефонами и плеерами.
Обязанности педагога:
педагог
обязан
обеспечить
все
необходимые
меры
для
полной
сохранности имущества, используемого в образовательном процессе;
педагог обязан следить за порядком на занятиях;
43
по окончании занятия педагог обязан проконтролировать, а при
необходимости помочь учащимся убрать инструмент;
с учетом здоровьесберегающих технологий педагог обязан помочь
подобрать музыкальный инструмент в соответствии с физическими
особенностями
учащихся,
тем
самым
обеспечить
правильную
эксплуатацию инструмента и его сохранность;
педагог обязан соблюдать правила гигиены и обеспечивать порядок в
кабинетах.
Требования к выступлениям учащегося в течение года
1 полугодие – 2-3 разнохарактерных пьесы (исполнение программы в
ансамбле с педагогом (страшим учащимся);
2 полугодие – 2-3разнохарактерных пьесы (исполнение программы в
ансамбле с педагогом (страшим учащимся).
Исполнение программы возможно и желательно в рамках реализации
раздела «Социальная практика» (концерты, фестивали, творческие проекты).
Критерий отслеживания результатов:
уровень технического развития;
развитие памяти и внимания;
знания теории музыки;
степень овладения игры на гитаре;
развитие техники исполнения;
ансамблевые навыки;
развитие слуха (мелодического и гармонического).
Успехи учащихся на занятиях оцениваются по трёхбалльной системе -
ребёнку даётся словесная характеристика, осуществляется совместная
рефлексия деятельности.
Результаты итоговой диагностики (один раз в полугодие) заносятся в
индивидуальную
карточку
учета
результатов
обучения
ребёнка
по
образовательной программе дополнительного образования детей.
44